![](https://static.tildacdn.com/tild6433-3164-4565-b634-326639646238/Screenshot_26.jpg)
До 2014 года объем потребления пива в стране превышал объем производства, однако затем ситуация изменилась: наблюдалось общее снижение спроса на продукцию (рис. 2). Это было связано с падением курса рубля (следствием чего стало, в том числе, сокращение поставок пива в кегах для розлива) и со снижением покупательской способности населения, в результате чего потребители начали отказываться от пива в пользу других алкогольных напитков, в том числе крепких. Кроме того, существенную роль сыграли законодательные ограничения на производство и продажу пива в больших упаковках, а также усиление межкатегорийной конкуренции, прежде всего со слабоалкогольными напитками.
![](https://static.tildacdn.com/tild6138-3061-4564-b039-393139633632/Screenshot_27.jpg)
Положительную динамику потребления и производства пива в последние 2 года можно объяснить проведением чемпионата мира по футболу в России в июне 2018 года, а также связанными с ним временными послаблениями в законодательстве, касающимися рекламы и продвижения пива.
Ниже представлены результаты анализа импортно-экспортной ситуации на российском рынке пива.
По доле импорта в РФ пиво занимает третье место в категории «напитки алкогольные и безалкогольные». Общий объем импорта в данной категории за период с 2013-го по 2018 год составил $ 835 млн, или 971 млн литров (рис. 3, 4). Объем импорта пива планомерно снижался с 2013-го по 2015 год: за этот период падение составило 45,9 и 56,2%, соответственно, в стоимостном и натуральном выражении. После этого импорт начал оживать: в 2017 году он почти достиг уровня 2014 года, а за первые 5 месяцев 2018 года практически поднялся до годового уровня импорта за 2015 год.
![](https://static.tildacdn.com/tild3765-3337-4331-a534-326162366565/Screenshot_29.jpg)
Динамика импорта пива в стоимостном и натуральном выражении по месяцам в 2013–2018 годах представлена в
таблицах 1 и 2.
![](https://static.tildacdn.com/tild3030-3539-4236-b331-353065613733/Screenshot_30.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6431-6232-4565-a162-663461653063/Screenshot_31.jpg)
Рост импорта пива в РФ приходится на летние месяцы. Далее идет спад, что связано с сезонностью потребления этого напитка и особенностью отрасли. Увеличение импорта на 54% за первые 5 месяцев 2018 года относительно аналогичного периода 2017-го обусловлено как подготовкой к чемпионату мира по футболу, так и общей тенденцией роста потребления импортного пива за счет снижения стоимостной разницы на полке с продукцией отечественного производства (в том числе благодаря маркетинговым активностям зарубежных производителей).
Основными странами-импортерами на протяжении многих лет остаются Германия (в 2017 году ее доля составила 33,7%, а в январе–мае 2018 года – 36,5%), Чехия (соответственно, 12,4 и 14,5%) и Бельгия (соответственно, 10,9 и 10,4%). В 2017 году Германия нарастила товарооборот почти в 2 раза ($ 35,9 млн в 2016 году и $ 63 млн — в 2017-м), а Чехия в 1,5 раза ($ 16,3 млн в 2016 году и $ 23,2 млн — в 2017-м). При этом цена за литр ввозимого пива изменилась незначительно.
Стоит отметить, что в 2013 году доля импорта китайского пива составляла 1,4% ($ 3 млн), и Китай находился на 11-м месте в рейтинге стран-поставщиков. В 2017 же году этот показатель вырос до 1,8% ($ 3,3 млн), и страна вышла на девятую строчку в рейтинге. Кроме того, необходимо упомянуть, что в 2014–2015 годах после присоединения Крыма к России прекратился импорт украинского пива.
Доля импорта в общей структуре российского пивного рынка показана на
рисунке 5. Как уже было сказано выше, доля импорта пива невелика, и основной объем потребления покрывается за счет внутреннего производства.
![](https://static.tildacdn.com/tild6232-6636-4230-a331-343732386161/Screenshot_32.jpg)
Объем экспорта пива относительно стабилен, на него практически не оказали влияние кризис и санкционные ограничения (рис. 6). Всплеск экспорта в 2016 году был вызван увеличением поставок на Украину в начале 2016 года несмотря на эмбарго. В 2017 году объем импорта в эту страну вернулся к показателям 2015 года. Кроме того, свою роль сыграло падение цен на поставляемую в другие страны отечественную продукцию.
![](https://static.tildacdn.com/tild3762-3935-4232-b663-656236643337/Screenshot_33.jpg)
Основными странами–потребителями российского пива являются Белоруссия, Украина и Казахстан (табл. 3). Как и на многих других рынках, лидерство здесь принадлежит странам бывшего СССР.
![](https://static.tildacdn.com/tild3666-6265-4233-b335-366230643437/Screenshot_34.jpg)
Динамика средних цен на пиво представлена в таблице 4. Рынка пива, как и многих других рынков, коснулся кризис. В результате в 2014–2015 годах под влиянием увеличения стоимости сырья и курсов валют произошел рост цен.
![](https://static.tildacdn.com/tild3864-3165-4464-a465-653561646564/Screenshot_35.jpg)
Несмотря на то, что российский рынок пива является падающим, он постепенно стабилизируется после кризиса, под влиянием которого потребление существенно сократилось. Можно ожидать, что по итогам 2018 года рынок прирастет к показателю 2017-го на 5–10%, в том числе, за счет теплого лета и прошедшего чемпионата мира по футболу. Однако в целом предпосылок для существенного роста потребления на отечественном рынке пива не наблюдается.
Статья для журнала «FoodMarket» № 6/2018