Пресс-центр Лаборатории трендов

Всегда ли нужно оценивать емкость рынка?

Сейчас мы работаем с клиентом в рамках сопровождения и обучения отдела маркетинга в процессе работы. Появилась задача разработки концепции новой точки общественного питания (внутренние инвестиции).

Проект интересный, руки чешутся дать четкие вводные и основные параметры концепции, но – нельзя! Нужно научить, чтобы смогли сами решать задачи любой сложности. Поэтому объяснили методику разработки проекта и попросили расписать подробнее этапы, границы анализа, количество анализируемых конкурентов, направления поиск трендов и т.п.

Ребята подумали и в плане работ ожидаемо появилась оценка емкости рынка и доли рынка будущего предприятия. Потому что все так делают, потому что в книгах так пишут, потому что традиционно эту цифру хотят видеть в отчетах. Но будем честными, при локальном бизнесе нет никакой ценности в понимании объема рынка, да и посчитать его практически нереально с хорошей точностью.

Можно, конечно, заморочиться со средними чеками и трафиком каждого конкурента в городе, добавить точки общепита другого формата, где есть сходная продукция, все перемножить и сложить.

И получить среднюю температуру по больнице. Только зачем? А незачем.
Гораздо важнее хорошая оценка локации в разных радиусах пешком и на автомобиле, оценка трафика, понимание трендов и ситуаций потребления, на которые нужно заманить посетителей. Важно постараться заинтересовать зайти на «тест-драйв» посетителей из всех близлежащих точек ресторанного бизнеса. Важно попасть в локацию и в концепцию. Иначе в погоне за цифрами можно упустить более важное.

Да и если взять, например, рынок Москвы, что даст понимание доли рынка будущего предприятия в 0,001% рынка? Если, конечно, не идет речь о серьезных амбициях перехода на сетевой формат.

Но есть ситуации, когда объем рынка нужен – при защите инвестпроектов, при подготовке бизнес-планов или если эта цифра принципиально нужна собственнику и проще ее указать, чем объяснять, что она не нужна. В этом случае рекомендую считать через коэффициент. Практически по всем рынкам есть цифры по Москве и Санкт-Петербургу, считать через них. За коэффициент брать соотношение численности населения в конкретном городе и численности населения в одной из столиц. Кстати, много раз проверенный на b2с-рынках коэффициент равен 2-2,5 (расчет в денежном выражении).
Поэтому отправили маркетологов считать одну единственную цифру и сказали концентрироваться на оценке текущей ситуации и определении драйверов и ограничителей.

Ждем на проверку первые результаты анализа и вместе начнем креативить классную концепцию ))
Статьи Маркетинг