Радость обладания вещью, которую «достали», сменилась радостью обладания вещью, которая с наименьшей вероятностью может быть схожей с аналогичной вещью другого человека. Это касается многих категорий товаров: одежда, аксессуары, украшения, изделия по мотивам книг, кино и сериалов (на данный момент это практически полноценная индустрия), мебель, декоративные элементы и т.д.
В некотором смысле хэнд-мейд изделия – это эпоха возрождения народных ремесел, поскольку дать вещи «душу» и наделить её смыслом в массовом производстве невозможно, индивидуальный подход и воплощение здесь необходимы. С другой стороны, сегодня такие изделия часто становятся основным источником дохода своих мастеров, т.е. приобретают статус изделий, произведенных в рамках микро- или малого бизнеса, а мастер, по крайней мере, на первых порах, становится индивидуальным предпринимателем.
Кроме того, сейчас существуют все возможности найти своего потребителя – Интернет и социальные сети существенно облегчают поиск и взаимодействие с потенциальными покупателями. Сегодня нет необходимости разрабатывать дорогостоящие сайты или давать объявления, социальные сети становятся все более ориентированными на монетизацию работы малого бизнеса. Возможность произвести оплату прямо из дома и получить продукцию с курьером делают данный вид бизнеса очень привлекательным для покупателей. Многие люди сегодня с большой неохотой посещаю розничные магазины, опасаясь слишком агрессивных продаж и навязчивого сервиса, и уходят в канал онлайн-продаж.
Развитию рынка сегодня способствует великое множество устройств, инструментов и девайсов, которые делают производство доступных по цене хэнд-мейд товаров в домашних условиях комфортным и высокотехнологичным. Речь идёт ο ЗD-принтерах, планшетах для рисования, приспособлениях для изготовления принтов и переводных рисунков в домашних условиях, и т.д.
Хэнд-мейд индустрия на данный момент принимает массовый характер, но оценить объём этого рынка достаточно сложно по нескольким причинам:
- далеко не все мастера регистрируют ИП (довольно часто мастера впоследствии «вырастают» в магазины и мастерские, после чего следует юридическое оформление, однако на начальной стадии большинство из них работают без оформления юридического статуса);
- некоторые из мастеров не пользуются Интернетом для распространения своей продукции и реализуют её исключительно «вживую», через друзей и знакомых, т.е. являются рынка практически невидимыми;
- нет четкой классификации хэнд-мейд товаров, закрепленной законодательно (это, скорее, общепринятый термин, обозначающий практически се изделия ручной работы).
Влияние хэнд-мейд индустрии на экономику можно отследить по динамике продаж аналогичных категорий товаров, которые не являются товарами ручной работы. Однако здесь необходимо учитывать тот факт, что наличие индивидуальных предпринимателей-мастеров будет далеко не единственным фактором, который будет оказывать влияние на динамику продаж.
Ручной труд стоит дорого, поэтому хэнд-мейд товары всегда будут более дорогими, чем товары массового производства. И в то же время, это не является таким явным минусом, как может показаться на первый взгляд. Потребитель, который готов оплачивать ручной труд, вкладывает деньги в уникальность получаемого изделия (что делает такое изделие в глазах потребителя еще более ценным) и в большинстве случаев не учитывает критерий цены как основной критерий выбора. В противном случае было бы отдано однозначное предпочтение аналогичному товару массового производства.
В век ухода от реальности, как уже говорилось выше, стали очень популярны хэнд-мейд товары по мотивам кино, книг, игр и сериалов. Потребители, ассоциируя себя с героями любимых сюжетов, готовы приобретать соответствующую качественную атрибутику.
Одним из успешных примеров такой деятельности является мастерская «Мастернариум», которая занимается изготовлением ювелирных украшений по мотивам популярных игр, кино и литературы. Их изделия оригинальны, и, помимо всего прочего, могут выполнятся на заказ, из материалов, которые выбирает сам покупатель. Эта мастерская, постепенно набирая обороты, превратилась в полноценный магазин.
Безусловно, подобные товары будут стоить дорого, однако и здесь есть альтернативы. К примеру, девушка под псевдонимом «Тихий Ро» изготавливает авторские изделия (в том числе и по мотивам сюжетов) на заказ за гораздо меньшие деньги и не из драгоценных металлов, что делает её аксессуары и украшения гораздо более доступными.
Помимо Интернет-платформ и социальных сетей существуют и другие возможности продвижения своего товара. Для хэнд-мейд мастеров – это ярмарки-выставки. Обычно они проводятся в ТЦ, либо же арендуются специальные площади. Но и здесь существуют нюансы: часто необходимо вносить определённую сумму организаторам мероприятия для того, чтобы иметь возможность продавать свои товары в рамках ярмарки, и, кроме того, такие мероприятия чаще всего имеют сезонный характер (к примеру, во многих ТЦ подобные ярмарки проводятся под Новый Год и в течение новогодних праздников, а в обычное время – нет).
Резюмируя, стоит сказать, что для того, чтобы достичь успеха, необходимо грамотно пользоваться сразу несколькими каналами распространения информации и сбыта. Именно комплексный подход в данном случае поможет сделать хобби работой в удовольствие, за которую можно будет получать деньги.
Материал подготовлен бизнес-аналитиком Ириной Пылыпив