Стратегические сессии

Стратегические сессии
В сложившейся внешней ситуации стратегические сессии становятся все более востребованы. Нет более быстрого способа поиска важных для бизнеса решений, в котором задействованы все заинтересованные в этих решениях лица.

Основная задача стратегической сессии – за один-три дня найти ответы на стоящие перед компанией стратегические вопросы. Также очень важно, чтобы участники стратсессии смогли договориться, и вся команда поддерживала и разделяла найденные решения.

Горизонт принимаемых на стратегической сессии решений – от полугода (в период неопределенности) до 5 лет.

Методология проведения стратегических сессий, которые проводит наш директор Елена Пономарева, подробно описана в ее новой книге для издательства МИФ «Время делать бизнес» (2024).
запросы, с которыми клиенты чаще всего приходят к нам на стратегические сессии:
  • определение направлений развития бизнеса (корпоративная стратегия, маркетинговая стратегия, проекты развития бизнеса и др.)
  • проработка проектов развития бизнеса (выход на новые продуктовые рынки или клиентские сегменты, покупка конкурентов или поставщиков, запуск онлайн-канала продаж и др.)
  • разработка или пересмотр (актуализация) стратегии, миссии, видение и ценностей бизнеса под влиянием внешних изменений
  • разработка антикризисной стратегии (преодоление внутреннего или сохранение устойчивости во время внешнего кризиса)
  • поиск идей для новых продуктов, проектов и внутренних стартапов
  • поиск решений для проблемных зон и усиления позиций компании (улучшение взаимодействия подразделений, переключение потребителей с конкурентов и др.)
  • выявление конкурентных преимуществ компании и ее отстройка от конкурентов
  • пересмотр существующей бизнес-модели и внесение в нее корректировок (актуализация) для лучшего соответствия новым внешним условиям
  • переход от хаотичного к системному маркетингу (выстраивание системы маркетинга и взаимодействие отдела маркетинга с другими подразделениями)
  • формирование или укрепление команды топов и ключевых сотрудников компании, принимающей и разделяющей цели, ценности и приоритеты развития компании
  • формирование единого стратегического информационного поля, усиление мотивации и увеличение вовлеченности команды (особенно при стремительном росте компании и увеличении численности управленческой команды)

примеры результатов стратегической сессии, которые получают наши клиенты:

  • формулировка стратегии развития бизнеса
  • определение основных шагов по реализации стратении
  • формирование план действий на текущий (в начале года) или будущий (в конце года) год
  • список идей для новых продуктов и проектов
  • список проектов развития бизнеса
  • антикризисный план
  • решения о выходе на новые рынки или группы клиентов
  • список продуктов, проектов и направлений, в которых компания сможет работать с более высокой маржинальностью
  • ответные шаги компании на изменения во внешней среде (на внешнюю неопределенность, на изменения правил конкурентной борьбы, на изменения в поведении потребителей, на уход поставщиков и др.)
Этапы нашей подготовки к проведению стратегической сессии
Выявление целей и задач, с которыми компания выходит на стратегическую сессию
Чем четче сформулирована цель и задачи (в идеале не более 5), а также ожидаемый результат, тем больше вероятность, что участники стратессии успеют все проработать и достигнут цели.

Для уточнения цели может понадобиться проведение кратких интервью с собственником, генеральным директором и топ-менеджерами, чтобы снять все их запросы (проблематику и основные задачи).
Проведение экспресс-аудита маркетинга и продаж
Аудит в этом случае – отправная точка для входа в стратсессию (состояние бизнеса «как есть»). По его итогам уточняются цель, задачи и ожидаемые результаты от проведения стратегической сессии. Для проведения аудита мы используем чек-листы, разработанный с учетом многолетнего опыта проведения маркетинговых аудитов.
Обзор рынка, на котором работает компания
Чтобы выявить ключевые рыночные российские и зарубежные тренды, определить драйверы и ограничители развития рынка, оценить уровень конкуренции и проанализировать основных игроков, выявить best practice (лучшие практики) и изучить целевую аудиторию, «Лаборатория трендов» при подготовке к стратегической сессии готовит обзоры трендов и проводит глубинные интервью с потребителями.
Подготовка сценария (программы) стратсессии
На этом этапе подбираются наиболее подходящие под цели и задачи методики и форматы работы. Каждый следующий вопрос и каждое следующее задание должны учитывать результаты предыдущей работы, в результате чего должен сложиться «паззл» стратсессии.

У нас в «Лаборатории трендов» нет типовых сценариев стратсессий, они всегда разрабатывается под конкретного клиента. Наше принципиальное отличие – у нас не фасилитация (ведение команды к цели), а консультационно-экспертный формат с предварительным глубоким погружением в бизнес и рынок. Проводя стратсессии, наш генеральный директор Елена Пономарева выступает одновременно как фасилитатор, консультант и эксперт в сфере маркетинга и развития бизнеса. За счет этого решения быстрее находятся, качественнее обосновываются, эффективнее «продаются» руководству и быстрее внедряются в жизнь.
Формирование команды участников и выбор места для проведения стратегической сессии
Рекомендуемое количество участников – 10-20. Основной состав команды стратсессии – топ-менеджеры и руководители подразделений (генеральный директор, директор по маркетингу, HR-директор, коммерческий директор, IT-директор, финансовый директор, руководитель отдела закупок, главный технолог, руководитель логистики и др.) и ключевые сотрудники, являющиеся экспертами в своих сферах (большой опыт и высокая эффективность работы) и способные внести свой вклад в стратегическое развитие бизнеса (бренд-менеджеры, продакт-менеджеры, менеджеры по продажам, IT-специалисты, технологи, R&D-специалисты и др.).

Что касается места проведения стратсессии, то, как показывает практика, ее лучше проводить на нейтральной территории – в конференц-зале отеля, в загородном отеле или в коворкинге, оборудованными всем необходимым (флипчарты, проекторы, столы, удобные стулья, кофе-машина или термопот с горячей водой и др.). Это позволит вырвать участников из рутины и пресечет попытки участников параллельно решить срочные рабочие вопросы.
Принятие решения, необходимо ли сопровождение по итогам стратсессии
При необходимости после стратсессии мы заключаем договор на разработку консалтинговых проектов или на сопровождение для внедрения принятых по итогам стратсессии решений.

инструменты и методики, которые мы используем при проведении стратегической сессии:

  • широко известные стратегические инструменты – PEST(EL)-анализ и SWOT-анализ
  • стратегические матрицы BCG или McKinsey – для работы с разными товарными категориями, брендами, направлениями, бизнес-единицами и др.
  • сценарное планирование – формирование сценариев развития ситуации (внешней среды, рынка и др.) с оценкой вероятности реализации каждого сценария
  • формирование видения компании через … лет – «Какой будет/какой мы хотим видеть нашу компанию в будущем, если/когда …?» (с учетом ключевых факторов влияния на бизнес)
  • экспресс-аудит
  • Customer development и шаблон ценностного предложения А. Остарвальдера – при необходимости глубокой проработки потребителей
  • шаблон бизнес-модели А. Остервальдера – при необходимости корректировки существующей бизнес-модели или разработки бизнес-модели нового проекта/стартапа
  • матрица 5 сил Портера – для оценки изменения ситуации на рынке с точки зрения ключевых факторов (сил), снижающих доходность ведения бизнеса
  • конкурентные карты рынка – отражение конкурентного расклада на рынке с определением возможных дальнейших траекторий движения ключевых конкурентов по этой карте
  • списки открытых вопросов, ответы на которые нужно найти (здесь хорошо работают мозговые штурмы и фасилитационные сессии)
  • разработка мини-группами концепций новых продуктов или проектов (в специальном шаблоне) с защитой (презентацией) концепций перед всеми участниками стратсессии
  • формирование дорожных карт достижения целей – визуализация в виде схемы
  • голосования – участники голосуют карточками (стикерами, которые крепятся на нужное поле флипчарта) или поднятием руки за идеи или решения
  • шаблоны (как правило, таблицы), заполняя которые участники будут находить ответы на вопросы и систематизировать информацию – формируются под конкретные задачи, стоящие перед стратсессией
  • инструменты трендвотчинга
  • не нужно бояться «давайте поиграем», если речь идет о запуске креативного процесса. На деловых играх и стратсессиях в Ленинградской областной торгово-промышленной палате (наш генеральный директор Елена Пономарева является председателем комитета по маркетингу и стратегическому развитию) мы не раз использовали Lego, каждый раз получая очень интересные решения и благодарности от участников
  • групповые и индивидуальные задания – важно чередовать форматы работы во время стратсессии, чтобы участники не устали и имели больше возможностей высказать свое мнение
ПРИМЕРЫ СТРАТЕГИЧЕСКИХ СЕССИЙ 2021-2024
  • Однодневный тренинг для редакторов издательства «Эксмо» «Сканирование глобальных изменений рынка» с целью поиска идей для новых продуктов и проектов (июнь 2021 года)
  • Двухдневная игра-тренинг «Бизнес-игры 2021» на базе Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, включающая в себя обучение и решение кейсов конкретных компаний (сентябрь 2021 года)
  • Стратегическая сессия для отеля (NDA) с целью поиска направлений его развития (декабрь 2021 года)
  • Трехдневный тренинг-сессия для отдела маркетинга лидера российского рынка женского белья Caterina Group (июль 2022 года)
  • Однодневная форсайт-сессии «Спорт как бизнес: новые подходы и бизнес-модели» для гольф-клуба «Петергоф» и Федерации гольфа Санкт-Петербурга (сентябрь 2022)
  • Двухдневный тренинг для редакторов издательства «Эксмо» «Трендвотчинг на книгоиздательском рынке» с целью поиска идей для новых книг и серий (октябрь 2022 года)
  • Однодневная стратегическая сессия для маркетологов издательства «Эксмо» с целью поиска новых идей для продвижения книжной продукции (октябрь 2022)
  • Открытая стратегическая сессия «Поиск точек опоры для бизнеса» для членов Ленинградской областной торгово-промышленной палаты (ноябрь 2022 года)
  • Экспертная сессия «Поиск направлений развития клуба друзей музея» (декабрь 2022 года)
  • Трехдневная отраслевая стратегическая сессия «Управление ассортиментом. Оптимизация в период кризиса» для производителей хлебобулочных изделий (декабрь 2022)
  • Трехдневная отраслевая стратегическая сессия «Маркетинг на рынке продуктов питания 2023» для предприятий пищевой промышленности (февраль 2023)
  • Однодневная стратегическая сессия для компании ECOHOTEL DEVELOPMENT (март 2023)
  • Однодневное обучение-сессия для банка, входящего в топ-5 (август 2023)
  • Двухдневное обучение-сессия одного из крупнейших маркетплейсов (два потока - апрель и ноябрь 2023)
  • Однодневная креативная сессия для издательства «Эксмо» (ноябрь 2023)
  • Однодневная креативная сессия для издательства «АСТ» (ноябрь 2023)
  • Однодневное обучение-сессия для издательства «Просвещение» (февраль 2024»
  • Однодневная стратегическая сессия для компании IVAPER (оконные ПВХ-профили) (март 2024)
  • Двухдневная стратегическая сессия для компании «Пластик Система» (март 2024)
СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СЕССИИ ДЛЯ ВАШЕЙ КОМПАНИИ
ВАС ТАКЖЕ МОГУТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ:
НАШИ КЛИЕНТЫ
Познакомьтесь со списком наших клиентов и их отзывами
НАши кЕЙСЫ
За 6 лет работы мы выполнили более 100 проектов для компаний из различных отраслей
наШИ УСЛУГИ
Полный перечень наших услуг, включая обучающие программы и спецпроекты