Стратегические сессии

Стратегические сессии
В сложившейся внешней ситуации стратегические сессии становятся все более востребованы. Нет более быстрого способа поиска важных для бизнеса решений, в котором задействованы все заинтересованные в этих решениях лица.

Основная задача стратегической сессии – за один-три дня найти ответы на стоящие перед компанией стратегические вопросы. Также очень важно, чтобы участники стратсессии смогли договориться, и вся команда поддерживала и разделяла найденные решения.

Горизонт принимаемых на стратегической сессии решений – от полугода (в период неопределенности) до 5 лет.

Методология проведения стратегических сессий, которые проводит наш директор Елена Пономарева, подробно описана в ее новой книге для издательства МИФ «Время делать бизнес» (2024).
запросы, с которыми клиенты чаще всего приходят к нам на стратегические сессии:
  • определение направлений развития бизнеса (корпоративная стратегия, маркетинговая стратегия, проекты развития бизнеса и др.)
  • проработка проектов развития бизнеса (выход на новые продуктовые рынки или клиентские сегменты, покупка конкурентов или поставщиков, запуск онлайн-канала продаж и др.)
  • разработка или пересмотр (актуализация) стратегии, миссии, видение и ценностей бизнеса под влиянием внешних изменений
  • разработка антикризисной стратегии (преодоление внутреннего или сохранение устойчивости во время внешнего кризиса)
  • поиск идей для новых продуктов, проектов и внутренних стартапов
  • поиск решений для проблемных зон и усиления позиций компании (улучшение взаимодействия подразделений, переключение потребителей с конкурентов и др.)
  • выявление конкурентных преимуществ компании и ее отстройка от конкурентов
  • пересмотр существующей бизнес-модели и внесение в нее корректировок (актуализация) для лучшего соответствия новым внешним условиям
  • переход от хаотичного к системному маркетингу (выстраивание системы маркетинга и взаимодействие отдела маркетинга с другими подразделениями)
  • формирование или укрепление команды топов и ключевых сотрудников компании, принимающей и разделяющей цели, ценности и приоритеты развития компании
  • формирование единого стратегического информационного поля, усиление мотивации и увеличение вовлеченности команды (особенно при стремительном росте компании и увеличении численности управленческой команды)

примеры результатов стратегической сессии, которые получают наши клиенты:

  • формулировка стратегии развития бизнеса
  • определение основных шагов по реализации стратении
  • формирование план действий на текущий (в начале года) или будущий (в конце года) год
  • список идей для новых продуктов и проектов
  • список проектов развития бизнеса
  • антикризисный план
  • решения о выходе на новые рынки или группы клиентов
  • список продуктов, проектов и направлений, в которых компания сможет работать с более высокой маржинальностью
  • ответные шаги компании на изменения во внешней среде (на внешнюю неопределенность, на изменения правил конкурентной борьбы, на изменения в поведении потребителей, на уход поставщиков и др.)
Этапы нашей подготовки к проведению стратегической сессии
1
Выявление целей и задач, с которыми компания выходит на стратегическую сессию
Чем четче сформулирована цель и задачи (в идеале не более 5), а также ожидаемый результат, тем больше вероятность, что участники стратессии успеют все проработать и достигнут цели.

Для уточнения цели может понадобиться проведение кратких интервью с собственником, генеральным директором и топ-менеджерами, чтобы снять все их запросы (проблематику и основные задачи).
2
Проведение экспресс-аудита маркетинга и продаж
Аудит в этом случае – отправная точка для входа в стратсессию (состояние бизнеса «как есть»). По его итогам уточняются цель, задачи и ожидаемые результаты от проведения стратегической сессии. Для проведения аудита мы используем чек-листы, разработанный с учетом многолетнего опыта проведения маркетинговых аудитов.
3
Обзор рынка, на котором работает компания
Чтобы выявить ключевые рыночные российские и зарубежные тренды, определить драйверы и ограничители развития рынка, оценить уровень конкуренции и проанализировать основных игроков, выявить best practice (лучшие практики) и изучить целевую аудиторию, «Лаборатория трендов» при подготовке к стратегической сессии готовит обзоры трендов и проводит глубинные интервью с потребителями.
4
Подготовка сценария (программы) стратсессии
На этом этапе подбираются наиболее подходящие под цели и задачи методики и форматы работы. Каждый следующий вопрос и каждое следующее задание должны учитывать результаты предыдущей работы, в результате чего должен сложиться «паззл» стратсессии.

У нас в «Лаборатории трендов» нет типовых сценариев стратсессий, они всегда разрабатывается под конкретного клиента. Наше принципиальное отличие – у нас не фасилитация (ведение команды к цели), а консультационно-экспертный формат с предварительным глубоким погружением в бизнес и рынок. Проводя стратсессии, наш генеральный директор Елена Пономарева выступает одновременно как фасилитатор, консультант и эксперт в сфере маркетинга и развития бизнеса. За счет этого решения быстрее находятся, качественнее обосновываются, эффективнее «продаются» руководству и быстрее внедряются в жизнь.
5
Формирование команды участников и выбор места для проведения стратегической сессии
Рекомендуемое количество участников – 10-20. Основной состав команды стратсессии – топ-менеджеры и руководители подразделений (генеральный директор, директор по маркетингу, HR-директор, коммерческий директор, IT-директор, финансовый директор, руководитель отдела закупок, главный технолог, руководитель логистики и др.) и ключевые сотрудники, являющиеся экспертами в своих сферах (большой опыт и высокая эффективность работы) и способные внести свой вклад в стратегическое развитие бизнеса (бренд-менеджеры, продакт-менеджеры, менеджеры по продажам, IT-специалисты, технологи, R&D-специалисты и др.).

Что касается места проведения стратсессии, то, как показывает практика, ее лучше проводить на нейтральной территории – в конференц-зале отеля, в загородном отеле или в коворкинге, оборудованными всем необходимым (флипчарты, проекторы, столы, удобные стулья, кофе-машина или термопот с горячей водой и др.). Это позволит вырвать участников из рутины и пресечет попытки участников параллельно решить срочные рабочие вопросы.
6
Принятие решения, необходимо ли сопровождение по итогам стратсессии
При необходимости после стратсессии мы заключаем договор на разработку консалтинговых проектов или на сопровождение для внедрения принятых по итогам стратсессии решений.

инструменты и методики, которые мы используем при проведении стратегической сессии:

  • широко известные стратегические инструменты – PEST(EL)-анализ и SWOT-анализ
  • стратегические матрицы BCG или McKinsey – для работы с разными товарными категориями, брендами, направлениями, бизнес-единицами и др.
  • сценарное планирование – формирование сценариев развития ситуации (внешней среды, рынка и др.) с оценкой вероятности реализации каждого сценария
  • формирование видения компании через … лет – «Какой будет/какой мы хотим видеть нашу компанию в будущем, если/когда …?» (с учетом ключевых факторов влияния на бизнес)
  • экспресс-аудит
  • Customer development и шаблон ценностного предложения А. Остарвальдера – при необходимости глубокой проработки потребителей
  • шаблон бизнес-модели А. Остервальдера – при необходимости корректировки существующей бизнес-модели или разработки бизнес-модели нового проекта/стартапа
  • матрица 5 сил Портера – для оценки изменения ситуации на рынке с точки зрения ключевых факторов (сил), снижающих доходность ведения бизнеса
  • конкурентные карты рынка – отражение конкурентного расклада на рынке с определением возможных дальнейших траекторий движения ключевых конкурентов по этой карте
  • списки открытых вопросов, ответы на которые нужно найти (здесь хорошо работают мозговые штурмы и фасилитационные сессии)
  • разработка мини-группами концепций новых продуктов или проектов (в специальном шаблоне) с защитой (презентацией) концепций перед всеми участниками стратсессии
  • формирование дорожных карт достижения целей – визуализация в виде схемы
  • голосования – участники голосуют карточками (стикерами, которые крепятся на нужное поле флипчарта) или поднятием руки за идеи или решения
  • шаблоны (как правило, таблицы), заполняя которые участники будут находить ответы на вопросы и систематизировать информацию – формируются под конкретные задачи, стоящие перед стратсессией
  • инструменты трендвотчинга
  • не нужно бояться «давайте поиграем», если речь идет о запуске креативного процесса. На деловых играх и стратсессиях в Ленинградской областной торгово-промышленной палате (наш генеральный директор Елена Пономарева является председателем комитета по маркетингу и стратегическому развитию) мы не раз использовали Lego, каждый раз получая очень интересные решения и благодарности от участников
  • групповые и индивидуальные задания – важно чередовать форматы работы во время стратсессии, чтобы участники не устали и имели больше возможностей высказать свое мнение
ПРИМЕРЫ СТРАТЕГИЧЕСКИХ СЕССИЙ 2021-2024
  • Однодневный тренинг для редакторов издательства «Эксмо» «Сканирование глобальных изменений рынка» с целью поиска идей для новых продуктов и проектов (июнь 2021 года)
  • Двухдневная игра-тренинг «Бизнес-игры 2021» на базе Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, включающая в себя обучение и решение кейсов конкретных компаний (сентябрь 2021 года)
  • Стратегическая сессия для отеля (NDA) с целью поиска направлений его развития (декабрь 2021 года)
  • Трехдневный тренинг-сессия для отдела маркетинга лидера российского рынка женского белья Caterina Group (июль 2022 года)
  • Однодневная форсайт-сессии «Спорт как бизнес: новые подходы и бизнес-модели» для гольф-клуба «Петергоф» и Федерации гольфа Санкт-Петербурга (сентябрь 2022)
  • Двухдневный тренинг для редакторов издательства «Эксмо» «Трендвотчинг на книгоиздательском рынке» с целью поиска идей для новых книг и серий (октябрь 2022 года)
  • Однодневная стратегическая сессия для маркетологов издательства «Эксмо» с целью поиска новых идей для продвижения книжной продукции (октябрь 2022)
  • Открытая стратегическая сессия «Поиск точек опоры для бизнеса» для членов Ленинградской областной торгово-промышленной палаты (ноябрь 2022 года)
  • Экспертная сессия «Поиск направлений развития клуба друзей музея» (декабрь 2022 года)
  • Трехдневная отраслевая стратегическая сессия «Управление ассортиментом. Оптимизация в период кризиса» для производителей хлебобулочных изделий (декабрь 2022)
  • Трехдневная отраслевая стратегическая сессия «Маркетинг на рынке продуктов питания 2023» для предприятий пищевой промышленности (февраль 2023)
  • Однодневная стратегическая сессия для компании ECOHOTEL DEVELOPMENT (март 2023)
  • Однодневное обучение-сессия для банка, входящего в топ-5 (август 2023)
  • Двухдневное обучение-сессия одного из крупнейших маркетплейсов (два потока - апрель и ноябрь 2023)
  • Однодневная креативная сессия для издательства «Эксмо» (ноябрь 2023)
  • Однодневная креативная сессия для издательства «АСТ» (ноябрь 2023)
  • Однодневное обучение-сессия для издательства «Просвещение» (февраль 2024»
  • Однодневная стратегическая сессия для компании IVAPER (оконные ПВХ-профили) (март 2024)
  • Двухдневная стратегическая сессия для компании «Пластик Система» (март 2024)
СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СЕССИИ ДЛЯ ВАШЕЙ КОМПАНИИ
ВАС ТАКЖЕ МОГУТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ:
НАШИ КЛИЕНТЫ
Познакомьтесь со списком наших клиентов и их отзывами
НАши кЕЙСЫ
За 6 лет работы мы выполнили более 100 проектов для компаний из различных отраслей
наШИ УСЛУГИ
Полный перечень наших услуг, включая обучающие программы и спецпроекты