Пресс-центр Лаборатории трендов

Бизнес-сообщества: новый тренд или классический инструмент?

Многие эксперты говорят о том, что 2022 год – это год сообществ. На наш взгляд, тренд на объединение начался раньше, когда грянула пандемия. В тот момент ценность «вместе» резко вышла на первый план как в деловой, так и в личной сфере. Многие остановились, задумались и поняли ценность семьи, друзей и партнеров.

А еще начали осознавать, как много потенциала кроется не в постоянном противоборстве, а в объединении игроков одного рынка. По этой причине второе дыхание обрели многие полуживые отраслевые союзы и ассоциации.

Еще один тренд, пока мало представленный в нашей стране – это создание сообществ из потребителей компании. Мы опробовали этот инструмент на паре наших клиентов и получили интересные результаты.

ПРИМЕР: выяснилось, что потребители с большой радостью готовы стать постоянными дегустаторами производителя продуктов питания, давая компании подробнейшую обратную связь по потенциальным новинкам и делясь «внутренней кухней» со своими подписчиками. Здесь добавляется еще и тренд на прозрачность со стороны производителей, которую можно описать хэштегом #яхочузнатьчтояем вместо ранее популярного #мирдолжензнатьчтояем. Для регионального производителя такой клуб оказался очень удачным решением.

В последний год бизнес-клубы растут, как грибы. Их много, часть претендует на уникальность. Хотя, как я вижу, большинство из них очень похожи. Да и жизненный цикл сообществ, как правило, небольшой. Для этого есть немало причин.

Свой первый клуб маркетологов наш генеральный директор Елена Пономарева сделала в 2010 году в «Аладушкин Групп», объединив всех маркетологов холдинга. Следующий клуб появился в 2013 году в ГК «Евросиб» и преследовал те же цели.

В обоих случаях это были внутрикорпоративные клубы, решавшие три основные задачи:

  •  познакомить маркетологов с разных предприятий и создать единое маркетинговой информационное поле
  •  синергия в маркетинге за счет общей базы партнеров и поставщиков и реализации совместных мероприятий
  •  совместные обучение и мозгоштурмы

После ухода из найма Елена поняла, что новое сообщество жизненно необходимо. Посмотрела несколько вариантов, ничего не зацепило, да хотелось сделать что-то свое. В конце 2016 года появилась такая возможность – Елена вступила в Гильдию Маркетологов и заявила о своем желании сделать клуб маркетологов в Санкт-Петербурге.

Ее желание поддержали и уже в начале 2017 года вместе с Георгием Леонидовичем Багиевым (первый заведующий кафедрой маркетинга питерского финэка и ее научный руководитель кандидатской) на базе СПбГЭУ провели первое заседание клуба. А дальше около года проводили по одному-два заседания, стабильно собирая по 30-40 участников. Клуб постепенно разрастался, но однажды его пришлось закрыть.

После этого в кратчайшие сроки был создан клуб Лаборатория трендов, ядро которого составляют около 150 человек.

 После ПМЭФ мы запускаем масштабный и амбициозный проект IQ HUB, объединив усилия по развитию сообщества с гольф-клубом «Петергоф» и Ленинградской областной ТПП, где у нас сесть комитет по маркетингу и стратегическому развитию.

Разрабатывая концепцию IQ HUB, мы систематизировали все, что накопили за несколько лет работы с сообществами: ошибки, закономерности, работающие инструменты и подводные камни.

Будем делиться этим с вами, потому что создание сообществ или активное участие в них – это уже не тренд, а must have для бизнесов, нацеленных на долгосрочное развитие.
Статьи Маркетинг