Количество респондентов: 140

Респонденты: владельцы бизнеса, руководители высшего и среднего звена (клиентская база Лаборатории трендов, члены нашего бизнес-клуба и дружественных бизнес-сообществ, члены ТПП)

Сферы бизнеса: b2b, b2c, ритейл, сфера услуг (опрос не имел отраслевой специализации)

Размер бизнеса: от малого бизнеса до ТНК (до их ухода)

География работы бизнеса: от локального до федерального охвата и работы на экспорт

Период проведения опроса: октябрь-декабрь 2021 года

Методика проведения опроса: формирование анкеты на основе предварительных глубинных интервью и исследований, корректировка анкеты путем обсуждения в рамках бизнес-клуба

Результаты можно ниже. Это слайды из внутренней рабочей презентации, выбрала наиболее интересные вопросы анкеты.

Можно говорить о том, что результаты опроса – это то, с чем российский бизнес вошел в происходящие изменения.

Подробную расшифровку результатов исследования можно найти в статьях в колонке Елены Пономаревой на РБК, здесь же основные моменты, на которые мы хотим обратить внимание.

1. Нехватка персонала – ключевая проблема бизнеса, ее указывают более 50% респондентов. Это касается как сферы маркетинга (это уже не раз обсуждали в комментариях к моим постам), так и всех других сфер.

2. Находясь под влиянием кризиса, снижения покупательской способности населения и платежеспособности бизнеса, неопределенности из-за пандемии компании сейчас погрузились еще в большую неопределенность.

3. Потребительские тренды (изменения в поведении потребителей) являются устойчивыми, очевидно, что будут сохраняться и дальше – время становится дороже денег, рациональность выходит на первый план, меняется процесс принятия решения о покупке и др.

4. Поведение b2b-потребителей также меняется, при этом во многом можно увидеть корреляцию с потребительскими трендами.

5. Собственники и топы – основные генераторы идей для новинок и проектов. За ними с существенным отрывом следуют исследования потребителей и трендвотчинг.

6. Собственник – тот, кто определяет стратегию развития бизнеса. С огромным разрывом за ними следуют топы и проектные команды.

7. Проблем в маркетинге у бизнеса много, три ключевые – низкая скорость запуска новинок, воронка продаж далека от желаемой и отсутствие стратегических ориентиров.

8. Для решения указанных проблем бизнесу нужно переходить на системное управление маркетингом со стратегией, исследованиями, разработкой позиционирования и т.п.

9. Топ-5 требований к СМО практически такой же, как и к CFO. Эти топы в последние годы становятся все ближе друг к другу с точки зрения решения задач бизнеса верхнего уровня – стратегическое мышление, IT-компетенции, нацеленность на финрезультат, работа с большими данными и трендвотчинг. СМО и CFO из функциональных все чаще становятся кросс-функциональными специалистами.

Поделиться с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •