
В мировом масштабе на рынок e-learning приходится около 3%, среднегодовой роста рынка составляет около 10%. Крупнейшим рынком является США, российский рынок прирастает в среднем на 20% ежегодно. Сегодня на e-learning в России приходится около 1%, но с указанными темпами роста можно ожидать, что его доля будет расти и составит в ближайшие 5 лет около 2,5-3%. Как говорилось выше, основные сегменты образовательного рынка для развития в дистанционном и онлайн-форматах – это дополнительное профессиональное образование и языковые курсы (программы).
Можно выделить следующие драйверы развития дистанционного и онлайн-образования в России:
- удобство для слушателей (например, возможность не тратить время на дорогу до образовательного учреждения);
- гибкий график обучения;
- возможность для участников рынка привлекать слушателей из других регионов и стран;
- возможность выхода на рынок региональных вузов, преподавателей и спикеров:
- более низкая стоимость, чем у традиционного образования;
- удобно и выгодно для работодателей, которым нет необходимости отпускать сотрудников на сессию;
- единые права для студентов, обучающихся заочно и дистанционно;
- данный вид образования подходит для людей с ограниченными возможностями;
- возможности получить образование столичного вуза для жителей регионов;
- постоянная обратная связь от преподавателей в процессе обучения.
Недостатки дистанционного и онлайн-образования являются:
- поверхностное обучение в случае низкой заинтересованности учащихся (тех, кому нужны только «корочки»);
- не учитываются индивидуальные особенности учащихся, например, единый контент для аудиалов и визуалов;
- отсутствие коммуникаций внутри учебной группы, чего не хватает многим учащимся (чаты и форумы не компенсируют этот недостаток);
- большое количество непрофессиональных игроков и некачественного контента, также снижающего доверие потенциальных учащихся.
Основными барьерами для развития e-learning являются:
- неготовность многих преподавателей (прежде всего, вузовских старшего поколения) переходить в новый формат;
- высокая стоимость разработки и запуска систем дистанционного обучения;
- высокий уровень конкуренции со стороны проектов с низким уровнем качества услуг, но и более низкой ценой;
- все еще низкий уровень доверия со стороны потенциальных учащихся.
Автор: Елена Пономарева
Руководитель компании "Лаборатория трендов".
К. э. н., член Гильдии маркетологов, доцент кафедры менеджмента БГТУ «Военмех», автор образовательных программ, сертифицированный коуч ЕСF. Эксперт по стратегическому развитию, бизнес-планированию, оптимизации бизнес-процессов, внутрикорпоративной интеграции, позиционированию, брендингу, маркетинговым коммуникациям и маркетинговой аналитике, клиентским стратегиям и бизнес-процессам.
Публикуется в Forbes, Psychologies, Executive.ru, РБК, «КоммерсантЪ», «Эксперт», «Ведомости» и других изданиях.
Другие записи автора Елена Пономарева