«Поставщиком» абитуриентов для вузов являются бывшие школьники и выпускники средних специальных заведений. Ожидается, что в ближайшие 3-5 лет численность студентов вузов будет сокращаться, в отличие от других сегментов рынка образовательных услуг, что является следствием демографического спада предыдущих периодов. Кроме того, будет происходить постепенное «перетекание» школьников в сегмент среднего профессионального образования, позволяющего получить специальность, а затем при желании продолжить обучение в вузе. Речь идет, прежде всего, о получении «офисных» профессий (специалисты среднего звена), тогда как рабочие профессии пока еще остаются «провальными», несмотря на продолжающееся на уровне государства развитие этого направления.

Всего в России функционируют более 800 вузов, из них около 40% приходится на частные вузы. С точки зрения количества студентов ситуация иная – на долю частных вузов приходится менее 20% учащихся.

Среди трендов высшего образования можно отметить, что все больше выпускников бакалавриата (по разным оценкам, до 75%) предпочитают закончить обучение в конкретном вузе на этом уровне. В отличие от предыдущих поколений, они с легкостью меняют вуз, продолжая образование в других вузах, или делают паузу в обучении на несколько лет с целью профессионального самоопределения. Кроме того, все чаще интерес к магистратуре как альтернативе получению второго высшего образования проявляют и студенты старше 30 лет, которые приходят на обучение с целью повышения квалификации, соответствия профессиональным стандарам, карьерного роста или профессионального роста и развития. Можно ожидать, что именно этот уровень образования, в отличие от среднего профессионального обарзования, бакалавриата и специалитета, будет в ближайшие годы расти, поскольку «взрослые» студенты будут компенсировать демографический спад.

Одной из ключевых проблем в подготовке студентов остается слабая практическая подготовка студентов – большинство работодателей вынуждены доучивать или переучивать выпускников на рабочих местах. Именно поэтому на сегодняшний день сохраняются сложности в трудоустройстве выпускников по специальности. По данным мониторинга Минобрнауки средний уровень трудоустройства бакалавров составляет около 70%. Одновременно с этим по многим направлениям подготовки продолжает наблюдаться несоответствие между образовательными и профессиональными стандартами. Решение этих проблем возможно только путем интеграции в треугольнике «бизнес – наука – образование».

Также нужно отметить, что в сфере высшего профессионального образования продолжает наблюдаться разрыв между уровнем владения информационными технологиями студентами и профессорско-преподавательским составом, средний возраст которого часто превышает 60 лет. Это связано, прежде всего, со сложностями привлечения молодых кадров в сферу науки и образования.

Российское высшее профессиональное образование с существенным отставанием от зарубежных вузов начинает двигаться в онлайн-формат. Перевод изучения части дисциплин на онлайн-формат уже широко распространен за рубежом и предоставляет выгоды обеим сторонам – и вузам, и учащимся. Например, Minerva Schools предлагает четырехлетний курс обучения, реализуемый на базе онлайн-платформы и традиционного обучения в семи крупных городах на четырех континентах. Это дает студентам возможность распределить имеющиеся у них ограниченные финансовые средства на обучение между онлайн- и традиционными формами обучения, выбрав наиболее интересные для себя дисциплины для очного обучения, а остальные изучая дистанционно.

Для вузов в этом также есть преимущества. Поскольку, по статистике, в вузы Санкт-Петербурга и Москвы поступает более 80% иногородних студентов, они смогут расширить свои географические границы работы и увеличить набор за счет привлечения студентов, у родителей которых не будет необходимости оплачивать постоянное проживание и питание, находясь вне родного города. Этот фактор в 2016-2018 годах является, по результатам опросов, ключевым при отказе детей и их родителей от поступления в вузы Санкт-Петербурга и Москвы.

Аналогичная система обучения сейчас уже реализуется некоторыми вузами при обучении абитуриентов на подготовительных курсах, что также очень удобно для региональных абитуриентов.  Кроме того, внедрение системы частичного онлайн-обучения позволит региональным вузам повысить качество подготовки своих студентов за счет «виртуального» привлечения ведущих российских и зарубежных ученых и практиков к своему учебному процессу.

Доля дистанционного и онлайн-образования сегодня невелика (менее 5%), но можно ожидать ее роста – российские вузы вслед за зарубежными коллегами активно осваивают новый формат работы.

Объем рынка – около 500 млрд. руб. (на среднее профессиональное образование приходится около 30% рынка), прогнозируемые темпы падения – около 3% в год.

Поделиться с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •