По итогам 2021 года продовольственная безопасность на рынке молока и молочной продукции составила 84,3%. Это значит, что внутреннее производство покрывает 84,3% общей потребности страны в молоке (для личного и производственного потребления).

Много это или мало?

Достаточно много, т.к. закрывается существенная доля потребности, при этом показатель ежегодно растет (в 2016 году было 80,7%). Основной вклад в его рост, как и на других рынках, внесли санкции, начавшиеся в 2014 году, когда государство стало активно поддерживать АПК и пищевку.

Но до требований Доктрины продовольственной безопасности РФ, которая устанавливает минимальное пороговое значение в 90%, мы пока не дотягиваем. По прогнозам, целевой показатель будет достигнут к 2027 году.

Что же сейчас происходит на рынке и в молочной промышленности:

➡ В 2020 году потребление молока и молочной продукции (в пересчете на молочный эквивалент) оставляло 240 кг в год при рекомендуемой Минздравом норме в 325 кг. При этом в Санкт-Петербурге один из самых высоких показателей – 310 кг.

➡ Потребление молока зависит от многих факторов, в том числе, от уровня доходов населения. На уровне нормы потребляет молоко только так называемая десятая децильная группа.

➡ Главная задача, которая стоит сейчас перед розничной торговлей – обеспечение привычного ассортимента товаров. На данный момент ритейлеры уже столкнулись с появлением «дыр» на полках, часть из которых являются временными (временные сложности), а часть – требуют замены поставщиков.

➡ Понимая объективность сложившейся ситуации, федеральные сети ввели мораторий на штрафы до 1 июля, если идут срывы поставок. Точно также ритейлеры соглашаются с тем, что ряд производителей сокращают свой ассортимент, оставляя только топовые позиции.

➡ Ритейлерам, работающим во всех сегментах продовольственной и непродовольственной розницы, необходимо будет пересматривать ассортиментные матрицы под влиянием указанных выше причин и снижения покупательной способности населения.

➡ Это не значит, что весь ассортимент «поедет» вниз – каждому ритейлеру важно найти свое оптимальное сочетание ценовых сегментов в рамках каждой категории. Продукты питания – это последнее, от чего откажутся потребители, потому что это жизненная необходимость. Поэтому снижая затраты на что-то вторичное для себя, они могут сохранить потребление определенных продуктов питания. Например, сыров, мороженого или йогуртов среднего или высокого ценового сегмента, которые являются не только едой, но и удовольствием, а часто и антистрессом.

➡ Государство никак не влияет на наличие молока и молочной продукции на полке. Оно регулирует только честность производителей, не регулирует цены и долю локальной продукции. Как только государство войдет в это регулирование, рынок станет неинтересным инвесторам, низкоконкурентным и быстро станет дефицитным (цитата из интервью, которое нам дал представитель одной из крупнейших федеральных сетей).

➡ В целом ритейлеры не видят существенных рисков с точки зрения продовольственной безопасности в молочной категории, что связано с высоким уровнем внутреннего производства.

➡ В случае нехватки упаковки, связанной с прекращением поставок компанией Tetra Pack, производители молока готовы оперативно перейти на пленочную упаковку («лягушки») или ПЭТ-бутылки. В этом случае будут нарушены длинные логистические цепочки, но в границах 8-часового логистического плеча население регионов будет обеспечено продукцией.

➡ На данный момент в России развертывается производство упаковки, являющейся аналогом Tetra Pack. Например, Сыктывкарский лесопромышленный комплекс «Монди» начал эксперименты по выпуску. На наращивание мощностей требуется время, однако, уже сейчас нельзя говорить о критической зависимости производителей от зарубежной упаковки.

➡ Более существенные риски связаны с разрывом цепочек при поставке нового импортного оборудования (у молочной промышленности высокая инвестиционная активность) и обслуживания уже имеющегося оборудования. Но при этом, по оценкам экспертов, в течение года все эти вопросы могут быть решены.

Поделиться с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •