Пресс-центр Лаборатории трендов

Тренды на 2025 год

Конец ноября – время прогнозов и трендов.

Начнем с Nielsen, который считаем одной из лучших в мире исследовательских компаний. Как обычно в формате тренды + мои комментарии.

Что же ждет FMCG в 2025 году?

1. ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ

За рубежом про нее говорят уже последние лет 10, тренд заходит постепенно и, мы бы сказали, аккуратно. Причина простая – чтобы дать каждому (или почти каждому) потребителю то, что хочет именно он, нужно иметь производство под клиента или кастомизацию (базовый продукт и адаптация под клиента).

В условиях массового производства это будет дорого и экономически не эффективно, поэтому это отличное направление отстройки от конкурентов для малого бизнеса. Еще это про b2b-бизнес, где часто идет работа под клиента. А ритейлеры могут собирать на офлайн или онлайн-полках ассортимент, который удовлетворит практически любых потребителей.

В остальных же случаях все-таки будет учет довольно больших групп потребителей, на которых можно зарабатывать. Группы, на которые стоит делать ставку сейчас:

• возраст 55+, сохраняющие уровень дохода и потребительскую активность (прежде всего в больших городах)
• возраст 15+, с которыми нужно работать как «здесь и сейчас», так как через 10-15 лет именно они будут одной из ключевых потребительских групп, а у них все вообще по-другому

Демографические тренды становятся одними из ключевых драйверов и ограничителей рынка. Еще пару лет можно протянуть на привычном ассортименте, а дальше может быть уже поздно, потому что очень сильно все меняется.

Шесть лет назад генеральный директор нашей компании Елена Пономарева писала про эти тренды как зарождающиеся, теперь же это уже реальность, набирающая обороты:

• размер семьи сокращается, все больше одиночек, которые тратят на себя и часто имеют излишек денег (больше, чем им нужно для комфортной жизни)
• рождаемость падает, но расходы на детей растут (в т.ч. компенсация чувства вины на постоянную занятость на работе и инвестиции в будущее детей)
• рынок товаров и услуг для домашних животных растет, они уже стали полноценными членами семьи

2. ВНИМАНИЕ К СЕБЕ

Благодаря пандемии, сложной внешней ситуации и книгам по психологии любить, ценить, баловать и беречь себя перестало считаться эгоизмом.

Как следствие:
• развитие сфер, связанных со здоровьем и питанием
• появление все большего количества товаров, услуг и сервисов, экономящих время, которое можно потратить на другие занятия, на себя или на семью
• открытость новому и в частности интерес к гастрономическим экспериментам также стимулируют «для себя», позволяя находить новые эмоции и впечатления

3. РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ

Уход крупных игроков, имевших федеральный охват, открыл дорогу региональным производителям и брендам. Это касается как традиционных каналов продаж, так и маркетплейсов, продолжающих расти с двухзначными темпами роста.


4. ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Мы окончательно живем «на кончиках пальцев», все реже вылезая из смартфонов:

• поколение, не знающие, как это жить без интернета, вносит все новые и новые правила на рынки, «заражая» и более старших потребителей
• стремительно растут онлайн-продуктов питания
• соцсети и инфлюенсеры – критерий принятия решения о покупке, которые уже нельзя не учитывать в работе
• ИИ – это не что-то непонятное, многие потребители понимают, где они используются бизнесов, а часть имеют личный опыт использования
Блог