Пресс-центр Лаборатории трендов

Тренды маркетинга 2024

По традиции в конце каждого года Елена Пономарева, генеральный директор «Лаборатории трендов», готовит свою новую колонку для РБК, посвященную трендам в маркетинге 2024. Обобщает то, что видит на наших рынках и смотрит, что появляется и набирает силу за рубежом. Рано или поздно, все зарубежные тренды приходят и к нам: что-то год в год, что-то с задержкой от 3 до 10 лет. Читайте наблюдения Елены от первого лица ⬇️⬇️⬇️

Ничего принципиального нового, но из интересного:

1. Короткий видео-формат продолжает укреплять свои позиции (год из года этот тренд в топе). Тексты и видео становятся все короче, борьба за наше внимание усиливается. При этом с развитием ИИ контент будет генерироваться все быстрее и его будет все больше. Как вы думаете, что нас ждет дальше?

2. Подкасты тоже продолжают набирать свою силу. У нас они почему-то приживаются медленно. Скажу честно, ни разу не слушала ни одного подкаста – предпочитаю слушать в машине видео-формат (интервью, документальные фильмы и т.п.) без динамичной картинки.

3. Как бы стремительно мы не переходили практически во всех сферах в онлайн, мероприятия возвращаются в офлайн. И похоже, это надолго. Пандемия, посадившая всех по домам, показала, как ценно общение. А еще очное общение становится чем-то премиальным на фоне многочисленных онлайн-«тусовок».

Все чаще можно увидеть термин «маятник» применительно к переключению от физического опыта к цифровому и обратно.

4. И ровно противоположный тренд – развитие входящего маркетинга (inbound marketing). Суть уже не в том, что не просто генерировать хороший контент (см. п. 1 и 2 + онлайн-мероприятия), а делать такой контент, который будут искать ваши существующие и потенциальные клиенты, партнеры, подписчики и т.п. Искать, потому что они где-то о вас узнали или потому что кто-то где-то вас им порекомендовал («продал» им вас).

Частично это тот самое экспертное позиционирование, которое я рекомендую компаниям, у которых есть действительно серьезная экспертиза.

Кстати, Forbes назвал одним из трендов игру в долгую по формированию авторитета в своей сфере экспертизы.

5. Маркетинг влияния (привлечение лидеров мнений) перестал быть трендом, став уже привычным маркетинговым инструментом.

6. Социальные сети – уже не просто социальные сети. Как и маркетплейсы – уже не просто маркетплейсы. Оба вида онлайн-площадок уже давно начали уходить в разные стороны от своего изначального функционала. Теперь их основная задача – заманить людей внутрь себя на как можно дольше, становясь значимой частью их жизни, без которой как без рук. И у них это неплохо получается.

7. На всех своих выступлениях я говорю о важности прекращения войн между маркетологами и продажниками. Компании, где они дружат, можно пересчитать буквально по пальцам. И вдруг «Победят слаженные команды маркетинга и продаж» среди актуальных зарубежных трендов. Первый раз вижу зарубежную статистику по этой проблеме: только 31% маркетологов говорят, что их отделы продаж и маркетинга тесно связаны друг с другом.

8. В одном из источников встретился Agile-маркетинг. На эту тему было самое первое заседание моего комитета по маркетингу и стратегическому развитию в ЛОТПП. Объективно говоря, никакого Agile-маркетинга нет: или в целом в компании есть Agile-философия, или ее нет. Если есть, то и маркетинг будет гибким: будут поощряться разумные (!) эксперименты, клиентоцентричность и адаптивность.

9. Diversity (до сих пор не могу найти четкого перевода: это про то, что все люди разные, но точно не разнообразие), справедливость и инклюзия все глубже проникают в маркетинг и рекламу. Зарубежные бренды все больше стараются не оттолкнуть какие-то конкретные группы потребителей. У нас пока только пожилые люди основательно закрепились в рекламе.

10. Приоритет удержания существующих потребителей перед привлечением новых. Для меня это не просто ключевой тренд, а основа основ маркетинга. Об важности этого говорил еще Котлер (или Ламбен, не помню, но на кого-то из них ссылалась в своей кандидатской). Сейчас же с развитие интернета важность превращается в задачу бизнеса №1.

Если вам интересна тема трендов, будем рады вас видеть 27 октября на онлайн-воркшопе «Трендвотчинг как инструмент развития бизнеса», который будет проводить Елена Пономарева. Подробная информация здесь.
Статьи Маркетинг