Рады поделиться результатами опроса, который «Лаборатория трендов» проводила при поддержке Ассоциации бизнес-тренеров России с целью проверки гипотезы о том, что на российском рынке существует размытое понимание терминологии, понятия часто путаются и взаимозаменяются.
Проверялись следующие термины: бизнес-консультант, бизнес-тренер, бизнес-коуч (индивидуальная работа), бизнес-коуч (групповая работа), фасилитатор, ментор, трекер, спикер, модератор, лектор, советник, психолог (в бизнесе).
Краткие выводы:
1. На российском рынке действительно есть путаница с понятиями.
По части определений респонденты не видят разницы и рассматривают их как синонимы. Четко разницу на уровне методологии или подходов могут сформулировать только те, кто глубоко погружены в тему. Например, так пытались разделить бизнес-тренера и бизнес-коуча (групповой формат) и модератора и фасилитатора.
Цитата из ответа одного из респондентов: «Вообще, развелось терминов».
2. Можно говорить о том, что в целом в терминологии слегка или не слегка «плывут» 2/3 респондентов.
3. Два термина, которые трактуются наиболее четко и однозначно – это бизнес-консультант и бизнес-тренер. Бизнес-консультант – единственное понятие, на которое не навешиваются другие профессиональные статусы (профессии), но именно оно чаще всего является одним из ключевых синонимов или дополнительных ролей для других профессий. Базовым термином для бизнес-консультанта является эксперт. Еще три профессии, требующие глубокой экспертизы, о чем говорит большинство респондентов – это ментор, спикер и советник. Бизнес-тренера можно назвать еще одной базовой профессией для остальных, при этом есть пересечения с другими профессиями при расшифровке самого термина.
4. Наиболее сложные для трактовки понятия – это фасилитатор, трекер и бизнес-коуч (особенно в групповом формате). Часть респондентов вообще не смогли ответить, в чем суть профессии, часть приравнивали их к другим.
5. При расшифровке сложных терминов респонденты пытаются разводить их на уровне методологии работы. Например, так пытались разделить бизнес-тренера и бизнес-коуча (групповой формат) и модератора и фасилитатора.
6. Частые выводы вы сможете сделать на основе анализа ответов респондентов.
Отчет, в котором вы также сможете найти ссылку на файл с ответами всех респондентов, у вас на почте, если вы принимали участие в опросе. Если не проходили – в телеграм-канале «Маркетинг без галстуков» нашего генерального директора Елены Пономаревой (ссылка).
3. Два термина, которые трактуются наиболее четко и однозначно – это бизнес-консультант и бизнес-тренер. Бизнес-консультант – единственное понятие, на которое не навешиваются другие профессиональные статусы (профессии), но именно оно чаще всего является одним из ключевых синонимов или дополнительных ролей для других профессий. Базовым термином для бизнес-консультанта является эксперт. Еще три профессии, требующие глубокой экспертизы, о чем говорит большинство респондентов – это ментор, спикер и советник. Бизнес-тренера можно назвать еще одной базовой профессией для остальных, при этом есть пересечения с другими профессиями при расшифровке самого термина.
4. Наиболее сложные для трактовки понятия – это фасилитатор, трекер и бизнес-коуч (особенно в групповом формате). Часть респондентов вообще не смогли ответить, в чем суть профессии, часть приравнивали их к другим.
5. При расшифровке сложных терминов респонденты пытаются разводить их на уровне методологии работы. Например, так пытались разделить бизнес-тренера и бизнес-коуча (групповой формат) и модератора и фасилитатора.
6. Частые выводы вы сможете сделать на основе анализа ответов респондентов.
Отчет, в котором вы также сможете найти ссылку на файл с ответами всех респондентов, у вас на почте, если вы принимали участие в опросе. Если не проходили – в телеграм-канале «Маркетинг без галстуков» нашего генерального директора Елены Пономаревой (ссылка).