Пресс-центр Лаборатории трендов

Нейросеть для учителя: как эффективно использовать ИИ в преподавании

Новости
Преподаватели ИТМО, среди которых uенеральный директор «Лаборатории трендов» Елена Пономарева, рассказали о том, как использовать искусственный интеллект преподавателям и чем он может помочь. Вот несколько тезисов:

Зачем ИИ преподавателям

ИИ в обучении позволяет оптимизировать и ускорить работу, а также повысить KPI преподавателя. Например, с помощью алгоритмов можно в более короткие сроки разрабатывать больший объем тематических заданий. Или потратить гораздо меньше времени на подготовку развернутых планов занятий. А также: ускорить работу над контентом, избавить преподавателей от страха чистого листа; увеличить пул кейсов, упражнений, тестов и другого типа заданий для студентов и уменьшить время на их подготовку; оптимизировать работу по расшифровке аудио, например, лекций, вебинаров или даже голосовых сообщений от обучающихся; сократить время на предоставление обратной связи студентам.

Как использовать ИИ-инструменты

Все ИИ-инструменты имеют свои особенности и подходят для определенных задач. Поэтому чтобы эффективно работать с нейросетями, выберите сервисы, которые наиболее подходят для вашей предметной области, и научитесь писать качественный промт.

Промпт ― это задание для нейросети на естественном языке. Иными словами, подробное описание того «продукта», который вы хотите получить. Чем корректнее будет составлен промпт, тем более эффективным он будет, то есть тем полезнее получится тот ответ, который вы получите от нейросети.

Чтобы промт сработал, важно:

  • подробно описать задачу;
  • добавить тему или объект;
  • указать целевую аудиторию;
  • добавить как можно больше деталей. Например, если создаете картинку, напишите, в каком стиле и какого размера она должна быть;
  • не использовать сокращения, просторечия или сленг;
  • «говорить» с англоязычными нейросетями на английском языке;
  • следить, чтобы детали запроса не противоречили друг другу.

Также не стоит зацикливаться на рекомендованных экспертами этой области «сценариях» работы с алгоритмами, а пробовать сотрудничать с ними по-своему, постоянно искать и тестировать новые, индивидуальные подходы.

Для чего и какие инструменты использовать

Для создания тестов.

Нейросети могут генерировать неограниченное количество тестовых заданий на заданную тему. Для этих целей подойдет, например, Google Gemini.

Для написания текстов заданий, кейсов, задач.

Например, всем известные ChatGPT или Yandex GPT.

Для разработки игр.

Для этой задачи также можно использовать ChatGPT или Yandex GPT.

Для подготовки презентации.

Для этого подойдет алгоритм GAMMA App.

Для генерации визуального контента.

Картинки, диаграммы, схемы ― перед нейросетью можно поставить много разных задач. Для российских пользователей одной из самых удобных остается Kandinsky. Он доступен на территории страны, бесплатен для всех пользователей и не предполагает ограничений по количеству картинок, которые можно создать за день.

Для перевода аудио в текст.

С этим отлично справится, например, JILL WHITE AI SUMMARY. К тому же алгоритм делает пересказ с выделением главных тезисов.

Для работы с текстом.

Для работы с текстами на английском удобно использовать чат Pi. Но важно помнить о рисках. Такая работа, если она не предполагает активный этап редактирования и детально проработанной инструкции взаимодействия с нейросетью, может превратиться в «контрольное списывание» подготовленного алгоритмом текста.

Для составления развернутого плана занятий. Эту проблему также способен решить ChatGPT. Ему лишь нужно «передать» всю необходимую информацию и точно прописать задание. А после получения ответа отредактировать его.

ИИ VS Академическая честность

Конечно, есть и обратная сторона. Одно дело ― использовать ИИ-сервисы, чтобы упростить работу или получить новые идеи, другое ― выдать контент, полностью написанный нейросетью, за свой. Риск, что студент просто бездумно скопирует результат нейросети, велик. Но запрещать из-за этого использовать ИИ-сервисы всё равно неправильно (и на самом деле даже бессмысленно: запрещая что-то, вы только подстегнете студентов действовать вам наперекор).

Чтобы минимизировать риски, разработайте свод правил применения нейросетей. И открыто представьте этот «манифест» студентам перед началом обучения. Еще важно после такой публичной презентации доработать список правил вместе со студентами и учесть их пожелания ― так вы повысите значимость «манифеста».

Такой свод правил должен:

  • быть общим для всего учебного учреждения, чтобы студенты не запутались. Важно привлечь к его составлению коллег из всех подразделений, чтобы вы вместе смогли учесть специфику разных предметных областей. Пропишите все оговорки для каждого конкретного предмета;
  • очерчивать, какие инструменты и как можно использовать. Важно упомянуть, как именно студент должен проинформировать преподавателя, что работал с ИИ;
  • делать акцент на том, что ответственность за применение ИИ лежит на студенте, а не алгоритме;
  • оговаривать, с помощью каких инструментов работы будут проверять на плагиат и к каким последствиям приведет нарушение правил.

Объясните, что ИИ ― это инструмент и помощник. Он не может заменить человека, а значит ему нельзя полностью делегировать задачи. Во время занятий попробуйте сместить акцент в обучении с результата на процесс, уделите время развитию навыков критического мышлении, проверьте, как мыслят студенты и какие вопросы они задают.



О том, как внедрить ИИ в работу на постоянной основе преподаватель института международного развития и партнерства ИТМО Елена Пономарева рассказала на лекции в рамках образовательного интенсива для преподавателей «Союз интеллектов в искусстве обучения»