Из Телеграм-канала Елены Пономаревой «Маркетинг без гластуков»
Не успеем моргнуть, а уже скоро бюджетирование на 2025 год. В конце октября – начале ноября финансовые директора начнут рассылать для заполнения бюджетные формы.
Но если нет ФД и бюджетных форм тоже нет, практически все компании хотя бы на коленке делают планы год в разрезе расходов и доходов. Но, не знаю, удивитесь ли вы, действительно есть компании, где нет ни бюджетов, ни управленческой отчетности. И это не только микробизнес: бухгалтерия есть, остального нет.
Бюджетирование – занятие кропотливое и в чем-то даже творческое, потому что нужно заглянуть на год вперед, поставить цели и понять, как их достигать. И в найме, и в консалтинге меня оно никого не минует, потому что, отвечая за маркетинг и развитие бизнеса, большая часть доходных статей коммерческих расходов – моя и часть инвестиционных затрат в рамках развития бизнеса – тоже моя.
Не помню, кто меня когда-то научил (скорее всего, еще во время учебы), опираюсь всегда на правило в бюджетировании доходов:
• Опирайся на пессимистичный вариант
Это тот минимум, который компания точно получит, даже если будет не очень хороший год (глобальные форс-мажоры не учитываются, да их и нельзя учесть). Это вариант должна знать ты, собственник, ГД, ФД и пара ключевых топов
• Для команды выбирай реалистичный вариант
ТВОЙ реалистичный вариант, не команды: она всегда будет говорить о том, что сделать план сложно, конкуренты давят и т.п. Реалистичный план должен держать их в тонусе и стимулировать работать. Это основной бюджет, по которому будет работать компания
• Оптимистичный вариант тоже считай
Это возможный профицит бюджета, если год будет удачным. За счет его можно реализовать проекты, на которые не хватает денег, или отложить «заначку» на проекты будущих периодов. Этот бюджет показывать не нужно, а вот держат команду в курсе стратегических целей компании и интересных к реализации проектов – обязательно
Не успеем моргнуть, а уже скоро бюджетирование на 2025 год. В конце октября – начале ноября финансовые директора начнут рассылать для заполнения бюджетные формы.
Но если нет ФД и бюджетных форм тоже нет, практически все компании хотя бы на коленке делают планы год в разрезе расходов и доходов. Но, не знаю, удивитесь ли вы, действительно есть компании, где нет ни бюджетов, ни управленческой отчетности. И это не только микробизнес: бухгалтерия есть, остального нет.
Бюджетирование – занятие кропотливое и в чем-то даже творческое, потому что нужно заглянуть на год вперед, поставить цели и понять, как их достигать. И в найме, и в консалтинге меня оно никого не минует, потому что, отвечая за маркетинг и развитие бизнеса, большая часть доходных статей коммерческих расходов – моя и часть инвестиционных затрат в рамках развития бизнеса – тоже моя.
Не помню, кто меня когда-то научил (скорее всего, еще во время учебы), опираюсь всегда на правило в бюджетировании доходов:
• Опирайся на пессимистичный вариант
Это тот минимум, который компания точно получит, даже если будет не очень хороший год (глобальные форс-мажоры не учитываются, да их и нельзя учесть). Это вариант должна знать ты, собственник, ГД, ФД и пара ключевых топов
• Для команды выбирай реалистичный вариант
ТВОЙ реалистичный вариант, не команды: она всегда будет говорить о том, что сделать план сложно, конкуренты давят и т.п. Реалистичный план должен держать их в тонусе и стимулировать работать. Это основной бюджет, по которому будет работать компания
• Оптимистичный вариант тоже считай
Это возможный профицит бюджета, если год будет удачным. За счет его можно реализовать проекты, на которые не хватает денег, или отложить «заначку» на проекты будущих периодов. Этот бюджет показывать не нужно, а вот держат команду в курсе стратегических целей компании и интересных к реализации проектов – обязательно