Несмотря на кажущееся разнообразие детских развлечений все они могут быть объединены в несколько основных форматов: различные интерактивные музеи, тематические и образовательные квесты, контактные зоопарки и выставки экзотических животных, семейные центры (роллердромы, скалодромы, «стрелялки», батутные парки и др.) или точечные объекты с упором на физическую активность (батуты, лабиринты, сухие бассейны и т.п.), игровые симуляторы и VR-аттракционы, города профессий, тематические парки развлечений, хобби-студии (творческие студии), аквапарки. Кроме того, на рынке представлено большое количество точечных активностей, организуемых уже упомянутыми выше детскими развлекательными центрами. Как правило, это тематические занятия или мероприятия с аниматорами. Помимо этого, популярен вызов аниматоров на дом – в большинстве случаев это детские дни рождения, а также сохраняющие уже очень много лет популярность Дет Мороз и Снегурочка.
Если говорить о детских услугах, одновременно связанных с питанием, то таких проектов мало, поскольку детские кафе – это нишевой «продукт», как правило, не приносящий больших доходов. В связи с этим такую потребность закрывают «взрослые» заведения общественного питания, организовывая детские праздники. Это могут быть как рестораны среднего ценового сегмента, так и пользующийся неизменным спросом Макдональдс.
- Дошкольники.
Рост рынка услуг, связанных с развитием и развлечение дошкольников, будет связан с тем, что родителей не устраивают развивающие и образовательные услуги, оказываемые государственными детскими садами (спорт, музыка, иностранные языки и др.). По данным ВЦИОМ, в 2017 году около 54% детей ходили на различные рода развивающие и образовательные занятия помимо детских садов и школ. В этом сегменте рынка распространенной бизнес-моделью является франчайзинг, сегодня таких проектов на рынке более 100. Можно ожидать дальнейшего роста частого бизнеса в данном сегменте под влиянием двух указанных факторов – роста рождаемости и низкой оценки качества и объема дополнительных услуг, оказываемых государственными детскими садами.
Именно эта категория маленьких потребителей наиболее заинтересована в совмещении обучения (развития) и развлечений, поскольку дошкольники еще не готовы к полноценному образовательному процессу. В связи с этим в их обучении всегда присутствуют игровые элементы. Одновременно с этим, можно говорить и о нише, связанной только с развлечениями. На текущий момент, как было сказано выше, основные развлечения для дошкольников – это именно развивающие центры, а также типовой набор детских развлечений (поход с родителями в кино на мультфильмы, батуты, детские дни рождения и т.п.). При этом родители детей, не посещающих детские сады и развивающие центры, часто сталкиваются со сложностями в организации для своих детей дней рождения (у ребенка нет постоянного детского круга общения) и участии детей в традиционных новогодних елках и праздниках, которые проводятся в детских садах. Это приводит к тому, что молодые мамы, столкнувшиеся с такой проблемой, все чаще объединяются и сами организуют такие мероприятия для своих детей на арендуемых площадях. Этому способствует активное развитие социальных сетей, позволяющих выстраивать коммуникации и в большинстве случаев переводить такие разовые мероприятия в небольшие бизнесы, реализуемые опять же в развающе-развлекательном формате.
- Школьники.
По статистике, в школах обучается почти 95% детей, оставшаяся доля находится на домашнем обучении. Увеличение числа семей, переходящих на домашнее обучение – (homeschooling, хоумскулинг) и анскулинг (unschooling) – подтверждает рост неудовлетворенности существующей системой образования. Это становится трендом, способствующим не только открытию частных школ, но и возникновению стартапов в сфере развития школьников.
В отличие от детей дошкольного возраста, в случае со школьниками уже можно говорить о возможности разделения развития (обучения) и развлечений, хотя и для них формат edutainment является ключевым. Вместе с ростом численности детей будет расти и спрос на услуги частных школ, поэтому данное направление работы будет становиться инвестиционно более привлекательным. На сегодняшний день на долю частных школ приходится всего около 5% рынка, но можно ожидать, что эта доля будет расти.
Современные школьники имеют гораздо больший уровень нагрузки, чем еще 10 лет назад. Это связано с большими возможностями, предлагаемыми миром, а также желанием многих родителей максимально вкладываться в будущее своих детей. Это приводит как к росту спроса на дополнительные образовательные услуги, так и к росту спроса на услуги, связанные с отдыхом и развлечением, поскольку школьникам требуется переключение с постоянного обучения на получение позитивных эмоций и физическую активность.
Несмотря на возрастную разницу, в целом подход к детским развлечениям очень близок и многие из них могут посещать дети всех возрастов. Однако, говоря о школьниках старше 14 лет нужно отметить, что для них уже ближе взрослая модель отдыха и развлечений, удивить их гораздо сложнее, поэтому работа с подростками предполагает другие схемы, обусловленные их самоидентификацией, типичными для их возраста проблемами и особенностями.
Подводя итоги, какие же факторы являются драйверами детского развлекательного бизнеса:
- рост рождаемости;
- интересный отдых и развитие ребенка все чаще рассматриваются родителями как инвестиции в его будущее;
- рост популярности детской психологии, благодаря которой родители начинают активнее заниматься развитием детей с самого раннего возраста;
- рост занятости и темпа жизни родителей, в результате чего они часто вынуждены «откупаться» от детей оплатой различных услуг и развлечений, компенсируя тем самым свое постоянное отсутствие или занятость на работе;
- возможность совместного проведения времени с ребенком и совместные интересы (объединяющий фактор);
- возможность снять с родителей заботы об организации детских мероприятий;
- развитие социальных сетей как площадок для коммуникаций родителей и продвижения детского бизнеса.
Среди ключевых ограничителей и рисков можно выделить:
- присутствие на рынке большого количества однотипных проектов, которые мало отличаются друг от друга и быстро надоедают;
- отсутствие у большинства родителей четкого понимания, чего именно они хотят получить для своего ребенка с точки зрения развития и обучения (коммуникации со сверстниками, получение конкретных навыков, знания, индивидуальный подход, совместное проведение времени вместе с ребенком и др.);
- один и тот же тематический проект не может «работать» долго, т.к. как дети требуют постоянного разнообразия, а это влечет за собой необходимость пересмотра программ и активностей и проведения реконцепций для крупных объектов;
- легкая копируемость проектов, особенно если их запуск не связан с большими инвестициями (низкие барьеры выхода на рынок новых игроков);
- присутствие на рынке непрофессиональных игроков (например, упомянутые выше центры, открытые молодыми мамами, не имеющими опыта и профильного образования), часто не имеющих четкой концепции и позиционирования, которые в случае своих промахов могут бросить тень на рынок в целом;
- сложности с поиском замотивированных квалифицированных кадров, которые смогут найти подход и к детям, и к родителям.
Что же нужно делать новому проекту, вышедшему на рынок, для его успеха. Прежде всего, это четкая и понятная для родителей концепция с указанием того, какие именно выгоды (эмоциональные, интеллектуальные, физические или социальные) получит ребенок и сами родители от данной услуги, а также ее отличие от того, что уже предлагается на рынке.
Затем это выстраивание системы работы с клиентами (прежде всего, с родителями, которые платят за услуги), которая должна быть ориентирована на определенную периодичность получения услуг (от одного раза в год, например, праздник на день рождения ребенка до ежемесячных или еженедельных посещений развивающего центра).
Далее – подбор персонала и продвижение, для которого, как уже говорилось выше, прекрасно подходят социальные сети. Для крупных проектов потребуется создание сайта и контекстная реклама, а в случае формата «у дома» – сарафанное радио и распространение листовок. В процессе текущей деятельности необходимо будет чутко реагировать на запросы детей и их родителей и постоянно актуализировать предлагаемые услуги и гибко подходить к вопросами ценообразования, чтобы выгодно отличаться от конкурентов.