Каждая компания за время своего существования проходит ряд последовательных этапов, составляющих ее жизненный цикл. В этой статье вы познакомитесь с характеристиками каждого этапа и основными задачами, которые нужно решать для эффективного ведения и развития бизнеса.
Вы узнаете:
- Что такое жизненный цикл организации.
- Из каких этапов состоит жизненный цикл организации.
- Какие характеристики присущи каждому этапу жизненного цикла.
ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие «жизненный цикл» (ЖЦ) широко используется в теории управления применительно к продуктам (товарам и услугам), рынкам (отраслям) и организациям.Жизненный цикл организации – это совокупность фаз развития, через которые она проходит за период своего существования.
Разные фазы характеризуются отличающимися параметрами бизнеса и требуют своих методов и подходов к управлению. Таким образом, модель жизненного цикла компании представляет собой методику описания эволюции бизнеса с течением времени от момента создания до момента прекращения деятельности. В совокупность с рассмотрением этапов жизненного цикла рынка или отрасли, в которых работает компания, она получает понятный набор инструментов, позволяющих продлить свое эффективное существование.Исследованиями теории жизненного цикла занимались многие ученые, начиная с 1960-х годов. Наиболее заметной и оказавшей влияние на теорию управления является модель жизненного цикла Ицхака Адизеса, предложенная им в 1979 году. Согласно его модели, все этапы развития организации делятся на две большие группы – рост и старение (рис. 1).
ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ
Адизес считает, что развитие организации протекает по той же схеме, что и эволюция живых организмов, в частности, человека. Именно это и легло в основу названий части стадий жизненного цикла. Отличие организаций от животного мира состоит в возможности продления ими срока своей жизни за счет принятия эффективных управленческих решений. При этом каждой стадии жизненного цикла компании присущи свои проблемы, которые позволяют различать этапы между собой. Это болезни роста (по аналогии с болезнями детей), с которыми фирмы могут справиться самостоятельно, и патологии, от которых они могут умереть и для борьбы с которыми требуется вмешательство.Выхаживание
- Преданность собственника (основателя) идее бизнеса, сохраняющего на протяжении этапа полный контроль.
- Ориентация на продукт и вера в его успех и ценность для потребителей.
- Готовность идти на разумные (обоснованные) риски.
- Основной приоритет – развитие бизнеса.
- Нехватка концентрации усилий и ресурсов и последовательности действий (решений).
- Концентрация компании вокруг людей.
- Возникает необходимость упорядочивания работы компании, децентрализации, делегирования и ослабления контроля со стороны собственника (основателя).
- Начинают появляться конфликты между собственниками (основателями) или между собственниками и менеджментом.
- Временная потеря инициативы.
- Основатель приобретает организационный суверенитет.
- Система мотивации стимулирует неправильное поведение.
- Делегирование полномочий осуществляется по принципу «Вы справитесь!».
- Начинают появляться системы и политики, но пока еще они не всегда работают.
- Вводится новая система контроля над менеджерами.
- Наличие организационной структуры с выделением функциональных подразделений и систем.
- Ориентация на получение результатов и удовлетворенность потребителей.
- Внедряется система планирования и бюджетирования, в соответствии с которой работает компании.
- Компания становится более предсказуемой.
- Растет эффективность (объемы производства и продаж и прибыльность).
- От компании начинают отпочковываться новые компании или бизнес-единицы.
- Растут затраты на дополнительные выплаты, комфортные условия и систему контроля.
- Упор в деятельности на «как делать?», а не на «что делать?» и «зачем делать?».
- Происходит формализация традиций, появляется стиль общения и определенный корпоративный дресс-код (стиль).
- Сотрудники переживают за будущее организации, но при этом стараются не нагнетать обстановку.
- Низкая внутренняя мотивация персонала.
- Организация финансово устойчива, имеет хорошую капитализацию и оборотный капитал, поэтому становится интересной для слияний и поглощений.
- Организация ориентирована на поиск виноватых внутри и внешних причин проблем, а не на их решение.
- Процветают конфликты, внутренняя борьба и постоянное выяснение отношений между сотрудниками.
- Неблагоприятный моральный климат.
- Все силы отдаются внутренней борьбе, клиенты и потребители становятся второстепенными.
- В организации сформированы практически все системы, но они плохо работают и могут конфликтовать между собой.
- Компания «уходит в себя», разрыв с внешней средой увеличивается.
- Теряется контроль и управляемость бизнеса.
- На пути клиентов и партнеров возникает все больше сложностей, в том числе, бюрократических (долгие согласования).
Таблица 2. Характеристики основных этапов жизненного цикла компании
Жизненный цикл организации рекомендуется анализировать не изолированно, а совместно с жизненным циклом отрасли (рынка), в которой она работает, т.к. в этом случае цели и задачи также будут существенно отличаться. Как и фирмы, отрасли и рынки проходят те же этапы жизненного цикла. Как и в таблице 2, отдельно отмечены основные задачи, решение которых требуется от маркетинга и маркетинговых коммуникаций.
Таблица 3. Перекрестный анализ жизненного цикла компании и отрасли (рынка), в которой она работает
Понимание собственниками и руководством развития своего бизнеса с точки зрения жизненного цикла компании и рынка (отрасли) предоставляет возможность формирования таких корпоративной и функциональных стратегий (например, маркетинговой, инновационной или HR-стратегии), которые позволят проводить профилактику преждевременного «старения» и удерживать компанию на наиболее интересном ей этапе как можно большее время.
Статья для журнала «Генеральный директор»