Основным драйвером развития розничного рынка кофе, по мнению экспертов ГК Step by Step, выступает распространение моды на этот напиток в сфере HoReCa, что в свою очередь ведет к увеличению домашнего потребления.
Потребление кофе на душу населения, по разным оценкам, колеблется от 1,69 до 2,5 кг в год. Согласно расчетам ГК Step by Step, исходя из объема рынка на уровне 127,4 тыс. т и численности населения России в 146,5 млн человек, в 2016 году этот показатель составил 0,87 кг.
Большое влияние на развитие рынка оказывает и рекламная активность производителей кофе и кофейной техники, считают в ГК Step by Step.
Лидером категории, по информации ГК Step by Step, является Nestle (бренды Nescafe Classic, Nescafe Gold) с долей 30%, далее следуют ГК «Орими Трейд» (ТМ «Жокей» и Jardin) с 12%, «Якобс Рус» (бренды Jacobs Monarch, Jacobs Monarch Millicano, Jacobs Velour, Carte Noire, Carte Noire Millicano, Tassimo, Maxim и другие) с 11%, MacCoffee (ТМ MacCoffee и напитки FesAroma, ExpressPlus и EaglePremium) с 11% и Strauss (ТМ Roberto Totti, «Черная карта», Ambassador и другие) с 10%.
В сегменте зернового кофе преобладают отечественные компании – 65% рынка сконцентрированы у следующих производителей: «Орими Трейд», «Московская кофейня на паяхъ», «Чайно-кофейная компания «Гранд», отмечают в ГК Step by Step. На четвертом месте находится «Паулиг Рус».
По данным ГК Step by Step, еще в 2014 году розничные продажи кофе выросли на 18,6%, до 171,3 млрд руб., а в 2015-м – на 23,7%, тогда как в 2016-м динамика составила +9,5%.
По итогам 2016 года объем сегмента натурального кофе оценивался ГК Step by Step в 42,4 тыс. т, а растворимого – почти в 85 тыс. т, что в стоимостном эквиваленте равнялось 41,4 и 191,2 млрд руб. «Рост потребления натурального кофе связан с двумя ключевыми факторами – увеличением продаж кофемашин и ростом популярности кофе как продукта, т.е. формированием кофейной потребительской культуры», – поясняет директор по развитию ГК Step by Step Елена Пономарева.
Одним из самых молодых и еще только формирующихся сегментов рынка является капсульный кофе, отмечают в ГК Step by Step. Первые капсульные кофемашины появились у компании Nestle в 1985 году, но их активное продвижение началось в России и в мире только в 2009-2010 годах. «В Европе это направление активно развивается. Например, общий объем реализации капсульного кофе в Великобритании в 2015 году составил 137,5 млн. фунтов стерлингов или более 17% всего кофейного рынка, а рост продаж достиг 30%», – отмечает Елена Пономарева.
Более 75% продаж капсульного кофе в России, по оценкам ГК Step by Step, пока приходится на Москву, Санкт-Петербург и города-миллионники как в рамках домашнего, так и офисного потребления. Прежде всего, это связано с представленностью капсульных кофемашин в сетях бытовой техники и электроники, а капсул – в том числе, сетях федеральных супермаркетов и гипермаркетов. «Капсульный кофе – это премиальный продукт, развитие которого ограничивается двумя факторами: стоимостью кофемашин и стоимостью капсул, – подчеркивает Елена Пономарева. – При покупке капсул потребители пересчитывают стоимость упаковки на одну чашку и часто именно это является отталкивающим фактором. В зависимости от места совершения покупки одна чашка кофе может обходиться в сумму до 50 руб., что в небольших городах сопоставимо с чашкой кофе в кофейне. Кроме того, в отличие от многих других рынков, выбор капсул невелик и нет возможности использовать капсулы одного производителя в кофемашинах другой. С одной стороны, так компании «привязывают» к себе потребителей, с другой стороны, ограничивают их выбор».
Рост рынка капсульного кофе, согласно прогнозам аналитиков ГК Step by Step, произойдет в тот момент, когда за счет появления новых производителей снизится цена капсул и увеличится их выбор. В этом случае покупатели перестанут себя чувствовать заложниками брендов.
Со временем при смене старых кофеварок и кофемашин на новые часть потребителей переключится или на кофе в капсулах, или на кофе в чалдах, отмечают в ГК Step by Step. В 2015 году 40% семей в городах, по данным компании, имели мультиварку или кофемашину, в селе – 28%.
Комментарий для журнала «Мое дело. Магазин», сентябрь 2017