Бизнес в соцсетях

С начала 2018 года, когда был запущен курс «Интернет-маркетинг: технологии привлечения клиентов и развития бизнеса», я наблюдаю за ситуациями, когда представители малого и микробизнеса упорно штурмуют социальные сети. Даже проходя курс обучения, представители этих бизнесов зачастую не в силах отказаться от привычных инструментов и обратить внимание на другие, более перспективные.

Социальные сети, как технологическая платформа, год от года наращивают рекламные и коммуникационные возможности. Чего стоит один недавний прорыв с VK Pay в социальной сети Вконтакте — теперь можно не только создавать страницы и группы, поддерживать чат, вести онлайн-запись и совершать много других полезных для бизнеса действий, но еще и принимать платежи прямо в социальной сети. И это далеко не предел возможностей — достаточно посмотреть на китайский WeChat, в котором сосредоточены все сервисы, которые могут пригодиться в повседневной жизни. Это не просто аналог социальной сети вроде Facebook, в этой сети люди совершают покупки, платят за транспорт, за квартиру, переводят деньги. Так что у наших соцсетей все самое интересное еще впереди.

Сила этого тренда так велика, что СМИ всерьез разбирают вопросы, нужны ли в современной реальности сайты как таковые или бизнес уже может обойтись без них. Если для крупного бизнеса выбор «сайт или соцсети» не стоит, то для небольшого частного бизнеса, а особенно для микробизнеса, этот вопрос иногда встает достаточно остро — нужен ли вообще свой сайт, когда можно делать все необходимое прямо в социальной сети? К чему эти заморочки, технические сложности, работа с подрядчиками или конструкторы сайтов, когда можно прямо со своей странички продавать то, что представляет ценность?

Когда соцсети работают вместо сайта

В качестве примера, когда страница в социальной сети может успешно заменить сайт, можно взять любой микробизнес, где работа ведется напрямую с аудиторией потребителей продукта, а продукт — типовая единичная услуга. Любой желающий может найти за десять минут примеры работающих страничек бьютимейкеров, фитнес-тренеров, астрологов, психологов и других специалистов.

Чтобы соцсеть целиком заменила сайт, должно сложиться несколько условий:

1. Бизнес — в данном случае самозанятость, где успех бизнеса строится на личности и навыках конкретного человека.

2. Услуга — типовая, несложная, не требующая описаний, подготовки, проработки, а главное — может быть выполнена или хотя бы заказана онлайн.

3. Стоимость услуги — небольшая, эту сумму не страшно потерять. Даже с применением технологий возврата средств, гарантируемых серьезными платежными сервисами, онлайн-оплата вызывает некоторые опасения, а оплата в социальной сети требует еще большего уровня доверия.

Когда сайт нужен даже микробизнесу

Я выделяю пять основных причин, почему не стоит замыкаться на соцсети и почему собственный сайт (пусть даже сайт-визитка или посадочная страница) зачастую нужен даже микробизнесу:

1. Сайт не зависит от решений владельцев социальных сетей и крупных конфликтов. Каждый, кто сталкивался с SMM, слышал и о блокировках блогеров-стотысячников в Инстаграм, и об изменениях статистики после введения «умной ленты» в Фейсбук. Если бизнес завязан на блог в социальной сети, владелец контролирует его только частично — если администрация социальной сети заблокировала блог или изменила принципы работы, бизнесу остается только смириться и надеяться на благополучное разрешение вопроса.

2. Владелец сайта может улучшать позиции в поисковой выдаче, оптимизируя его под поисковые системы и работая с контентом. В отличие от страницы в социальной сети, оптимизация и даже индексирование которой не слишком-то зависит от владельца аккаунта.

3. Формат социальной сети накладывает свои ограничения. Продолжительность видео, длина текстов, оформление — все подчинено политике соцсети, где находится страница. Сайт, в свою очередь, позволяет делать все, что считает нужным его владелец (разумеется, в рамках действующего законодательства), а работа с трафиком всего сайта и отдельных страниц (постраничная конверсия, ретаргетинг и прочие) находится полностью в ведении владельца бизнеса.

4. Аналитика на сайте также заслуживает отдельного упоминания в качестве причины. Те данные, которые сообщают владельцам аккаунтов социальные сети, не сравнятся с возможностями Яндекс Метрики и Google Analytics. Любые действия на сайте можно отслеживать и улучшать коммуникации бесконечно, чего не скажешь о действиях в социальных сетях, где о причинно-следственных связях часто можно только догадываться.

5. И последняя причина — социальная сеть это чей-то чужой бизнес, и только способность этого бизнеса нравиться пользователям, быть полезными, иметь позитивно окрашенный бренд поддерживает на плаву бизнес владельца аккаунта. Если по каким-то причинам потребитель услуги не хочет регистрироваться в Фейсбук или Одноклассниках, он не сделает этого, чтобы получить возможность соприкоснуться с бизнесом владельца аккаунта. Если системному администратору офиса поручено заблокировать доступ к соцсетям с рабочих мест, владелец аккаунта никак не может на это повлиять. Если Роскомнадзор решит заблокировать Телеграм, всем владельцам каналов в нем остается только спешно искать другие площадки.

Вместо заключения

Несмотря на то, что нам предстоит в скором времени наблюдать множество нововведений в социальных сетях, полностью отказаться от сайтов пока не представляется возможным. Да и стоит ли отказываться от собственного интернет-представительства?

Ссылка на статью

Ссылка на авторский курс Анны Ипатовой «Интернет-маркетинг: технологии привлечения клиентов и развития бизнеса»

Поделиться с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •