Пресс-центр Лаборатории трендов

Как пандемия влияет на рынок продуктов питания? (комментарий для «Нива Плюс»)

АПК и пищевая промышленность – одни из отраслей, менее всего пострадавших от пандемии. Продукты питания – это базовая потребность, поэтому что бы ни происходило во в мире (во внешней среде), есть люди будут всегда. Показатели внутреннего производства за 2020 год и прогнозы по итогам уже заканчивающегося 2021 года позволяют говорить, что большинство отраслей АПК показали небольшой, но прирост. В пищевой промышленности ситуация близкая, хотя некоторые сферы немного «просели».

По итогам двух лет пандемии можно выявить следующие факторы влияния:
  • Изменения в поведении конечных потребителей. Снижение уровня доходов и нестабильное финансовое положение привело к тому, что часть потребителей стали сокращать привычное потребление продуктов питания или смещать спрос в сторону более дешевой продукции (продукции из более низкого ценового сегмента).
  • Одновременно с этим активно развивается тренд на рациональное (осознанное) потребление, когда потребители сокращают покупки большого количества продуктов питания во время акций, покупая только то, что действительно нужно. Но если говорить о продуктах питания с длительными сроками хранения, в самом начале пандемии у россиян традиционно «включилось» стремление делать запасы, но тенденция довольно быстро затухла.
  • Сокращение потребления в сегменте традиционной HoReCa (кафе, рестораны и др.). Ресторанный бизнес – один из наиболее пострадавших от пандемии из-за локдауна (полная остановка их деятельности) и сокращения объемов питания потребителями вне дома за счет удаленки, сокращения уровня доходов и желания сохранить денежные запасы (ограничить расходы) в условиях непредсказуемых изменений.
  • Одновременно с сокращением потребления в традиционной HoReCa продолжает набирать обороты доставка на дом, что стимулирует рост закупок продуктов питания игроками данного сегмента рынка.
  • С учетом того, что для многих потребителей на данный момент недоступна возможность поехать в отпуск за рубеж, у этой категории потребителей может наблюдаться рост спроса на более дорогую продукцию (как сельскохозяйственную, так и переработанную). Деньги, которые могли бы быть потрачены на поездку, могут тратиться на побаловать себя, гастрономические эксперименты (в том числе, часть людей начали больше готовить дома) и повышение качества жизни через питание. Такая тенденция касается, прежде всего, более обеспеченной группы потребителей.
  • Рост интереса потребителей к местным производителям, которые воспользовались «окном возможностей». Игроки, предлагающие продукцию с длительными сроками хранения, все активнее выходят на маркетплейсы, а с короткими сроками осваивают продажи через интернет-магазины и соцсети. Фермерские хозяйства также воспользовались возможностью выйти в сети и стать поставщиками ресторанов на фоне сократившихся поставок из-за рубежа в начале пандемии (нарушение цепочек поставок).
  • Рост себестоимости и как следствие рост цен и снижение маржинальности (доходности). Прежде всего, речь идет об импортируемых ингредиентах для производства кормов и самих продуктов питания. В этом случае также можно говорить о нарушении цепочек поставок.

В целом же можно говорить о том, что АПК оказался более стабилен, чем пищевая промышленность. Самообеспеченность по большинству продукции в стране высока, поэтому влияние импортной составляющей невелико, а на сбор урожая пандемия не имеет прямого влияния. А вот в пищевой промышленности произошли некоторые, хотя и не глобальные изменения, описанные выше.
2021-12-15 12:46 Новости Статьи Маркетинг