Комментарий для журнала «Эксперт  Online» (полная версия, в том числе то, что не вошло в статью)

Реальный объем потребления свежей зелени россиянами оценить крайне сложно – большая часть продукции производится на садовых участках и потребляется самостоятельно или поступает в продажу (около метро, около магазинов, на стихийных или организованных рынках и др.). Ассортимент такой зелени, как правило, наиболее ходовой – укроп, петрушка, кинза, салат-латук и т.п. В связи с этим подсчитать полный объем рынка зелени практически невозможно из-за большой его неофициальной части.

Если же говорить о рынке свежей тепличной зелени, выращиваемой в промышленных масштабах, на импорт приходится более 90% рынка (из них на четыре страны приходится более половины поставок – Иран, Израиль, Узбекистан и Египет), объем рынка в денежном выражении составляет 120-130 млн. долл.

Проект «РусЭко» – это проект, реализуемый в формате набирающего популярность по всему миру сити-фермерства в рамках концепции так называемых умных городов. Он является ответом на мегатренд ускоренной урбанизации. Во всем мире население продолжает движение из сельской местности в города. По прогнозам Организации объединенных наций, к 2050 году доля мирового населения, проживающего в городах, достигнет 67%. В 1970 году в мире было всего три города с численностью населения более 10 млн. человек – Токио, Нью-Йорк и Осака, в 1990 году – уже 10. К 2014 году таких мегаполисов стало 28, а к 2030, по прогнозам ООН, их станет 41.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, на городское население в России приходилось 73,7%. По состоянию на 1 января 2018 года – уже 74,4% (данные Росстата). Численность городского населения растет практически по всем регионам страны, наибольшая его доля наблюдается в Центральном и Северо-Западном федеральным округам из-за расположения в них двух столиц (82,2% и 84,4% соответственно). Департамент по экономическим и социальным вопросам Организации объединенных наций прогнозирует, что к 2050 году в городах будет проживать 83,3% российского населения.

За период с 2010 по начало 2018 года, по официальным Росстата, население Москвы вы-росло на 9,8%, Санкт-Петербурга – на 10,8%. По прогнозам Научно-исследовательского и проектного института Генерального плана города Москвы, к 2035 году численность населения Москвы составит 23-24 млн. человек. Это только официальная статистика, которая, по оценкам экспертов, ниже реальной в 1,5-2 раза.
Количество городов-миллионников выросло с 12 в 2010 до 15 в 2018 году. Претендентами на статус миллионников являются еще четыре города с численностью населения более 700 тыс. человек (Краснодар, Саратов, Тюмень и Тольятти).

Российские миллионники уже сегодня характеризуются высокой зависимостью их жителей от продовольствия и товаров народного потребления, произведенных за их пределами. Решением проблемы может стать развитие сельскохозяйственной инфраструктуры, расположенной внутри и поблизости крупных городов. Например, это могут быть вертикальные фермы или роботизированные тепличные комплексы.

Аналогичные проекты уже реализуются и планируются к реализации и за рубежом. Первая вертикальная ферма Sky Greens, реализующая зелень на продажу, появилась в Сингапуре в 2012 году. Японская ферма Mirai Corp выращивает зелень на 18 стеллажах (этажах). Британский стартап Shockingly Fresh планирует построить в ближайшие несколько лет более 40 вертикальных ферм для выращивания зелени, продуктивность которых в пять раз выше, чем у обычных теплиц. Ферма Badia Farms, расположенная в ОАЭ без использования химикатов и пестицидов, производит 18 видов зелени. В Германии можно выделить компанию Infarm, включающую в себя 50 вертикальных ферм, на которых выращиваются не только зелень, но и разные виды овощей. В Париже вертикальная ферма расположена на крыше отеля Mercure Paris Boulogne Hotel, ее продукция используется как в ресторане отеля, так и продается в местных магазинах.

По оценкам Bloomberg, мировой рынок вертикального земледелия к 2025 году составит 16 млрд. долл. (рост на 12% ежегодно). Основные преимущество вертикальных ферм – это снижение сезонности, возможность размещения практически на любых участках и даже в закрытых помещениях за счет освещения светодиодными фонарями, их основные ресурсы – это вода и электричество. В 2014 году профессия «сити-фермер» была внесена в Атлас новых профессий, разработанный Сколково и АСИ. А в 2016 году младший брат Илона Маска запустил акселератор для желающих реализовывать проекты в данной сфере – целью является привести фермы в большие города, снизив их зависимость от ввоза, уменьшив цены за счет снижения затрат (в том числе, на транспортировку) и повысив потребительскую ценность зелени и овощей на волне роста популярности у потребителей продуктов питания местного производства. Активно инвестирует в развитие вертикального растениеводства и компания Panasonic.

Таким образом, «РусЭко» выходит на рынок своевременно и в рамках нарастающих трендов. Это не только урбанизация, но и набирающий популярность у россиян ЗОЖ, прежде всего, в крупных городах (миллионники и города с численностью населения свыше 500 тыс. человек). Кроме того, драйвером является медленный рост ресторанного рынка, восстанавливающегося после кризиса – в большинстве кухонь мира зелень используется как неотъемлемый ингредиент или элемент подачи (украшение блюд). При этом и ЗОЖ, и ресторанный бизнес – это не только широко распространенные в России виды зелени (в том числе, выращиваемые на садовых участках), но и различные салаты, базилик, кориандр, мята и др.

Риски проекта:
• довольно низкая потребительская культура – большинство потребителей даже не знают о существовании некоторых видов зелени и не понимают важность ее потребления (источник клетчатки)
• привычка потреблять привычные виды зелени – сложность переключения на новые виды зелени, требуется проведение разъяснительной работы (популяризации)
• относительно высокая стоимость «редких» видов зелени по сравнению с традиционны-ми укропом, петрушкой и т.п.
• рацион большинства потребителей не включает зелень в зимнее время года, летом же используется, как правило, зелень с рынков или выращиваемая на садовых участниках
• медленное восстановление ресторанного рынка (темпы роста невысоки)
• нарушение условий хранения в розничных точках (свежая зелень может завять и потерять товарный вид)

Поделиться с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •