Данный сегмент рынка является наиболее разнообразным с точки зрения видов оказываемых услуг, кроме того, именно он является основным драйвером развития дистанционного (онлайн) образования. Рынок формируется за счет программ российских вузов (повышение квалификации и профессиональная переподготовка), частных курсов повышения квалификации, корпоративного обучения, программ зарубежных вузов (в том числе, в онлайн-формате), массовых онлайн-курсов, тренингов и семинаров. В последние пару лет к этому рынку пытается присоединяться так называемый инфобизнес, который, однако, во многих сферах показал свою несостоятельность в силу низкого качества оказываемых услуг, часто даже без предоставления документов о прохождении обучения.

На долю российских вузов приходится около 50% рынка, при этом они занимают все более активную позицию, в том числе, все глубже проникая в онлайн-среду. Около 30% рынка приходится на частные образовательные организации дополнительного профессионального образования, как много лет работающие на рынке в традиционном формате, так и новички рынка, относительно недавно вышедшие в онлайн-формате.

Основная причина роста спроса на услуги дополнительного профессионального образования – это необходимость быть в курсе современных тенденций в конкретных сферах, повышение квалификации, обмен опытом, исполнение требований законодательства (обязательное повышение квалификации), желание карьерного и зарплатного роста, желание сменить работу или профессию, а также желание повысить свою ценность в глазах работодателя, что особенно актуально в трудные для рынка труда времена. На рынке наблюдается стабильный спрос на услуги как со стороны частных лиц, так и со стороны корпоративных клиентов (соотношение примерно 65/35). И люди, и компании все чаще рассматривают обучение не как лишнюю трату времени и денег, а как инвестиции в развитие.

Все чаще «за парты садятся» слушатели в возрасте 35+, испытывающие необходимость в новых знаниях и повышении квалификации, поскольку не имеют базового образования по профессии, в которой работают. Например, имеют техническое образование, при этом много лет работают в сфере продаж. Не имея системных знаний в данной сфере, они упираются в предел своей компетенции, что приводит к потребности получить образование для получения новых знаний и поиска резервов повышения своей эффективности. В этом случае за получение образования слушатель может прийти как сам и за свой счет, так и по инициативе работодателя.

В сфере бизнес-образования расчет количество слушателей, являющихся владельцами бизнеса или запускающих стартапы. Они приходят на обучение с целью построения правильной бизнес-модели и повышения показателей деятельности своей компании. Кроме того, бизнес-образование становится в некоторой мере модным и частью стиля жизни современных управленцев. Социальные сети пестрят фотографиями слушателей, посещающих различные мероприятия. В «тусовке» может считаться «дурным» тоном не посещать хотя бы пару раз в год бизнес-мероприятия или проходить краткосрочное обучение.

Можно выделить две основные причины, по которым частные лица отказываются от дополнительного образования – это отсутствие потребности в обучении и свободного времени. Эти причины называют не менее 70% опрашиваемых. Однако, при проведении детальных интервью, выясняется, что в первом случае большинство респондентов просто не находят для себя интересных программ (не видят их рекламу или считают все программы одинаковыми и бесполезными), а во втором – проявляют интерес к дистанционному обучению, которое готовы проходить в удобное для них время.

Рынок дистанционного дополнительного профессионального образования активно развивается за счет двух факторов – стоимость онлайн-обучение существенно ниже очного, проходить обучение слушатели могут из удобного им места (дома или на работе), кроме того, слушатели экономят время на дорогу, перекусы и т.п. по дороге на учебу или во время перерывов. Эти факторы, как показывают опросы, являются ключевыми при выборе между онлайн- и традиционным форматом обучения. Несмотря на консерватизм целевой аудитории, форматы дистанционного и онлайн-образования в России стремительно развиваются. По данным исследования компании J’son & Partners Consulting, 7,2 миллионов россиян хотя бы один раз проходили онлайн-обучение.

На долю дистанционного и онлайн-образования приходится около 10% рынка дополнительного профессионального образования.

Конкуренция на рынке усиливается как внутри сегментов, так и между сегментами. Слушатели осуществляют многокритериальный выбор и все смелее обращаются за услугами к онлайн-организациям. Особенно это актуально для региональных слушателей, получивших благодаря этом возможность получить качественное «столичное» образование.

Можно ожидать, что рынок будет в перспективе сокращаться в денежном выражении. Связано это с его постепенным движением в сторону дистанционного (онлайн) формата, что обусловлено удобством для слушателей. Такие программы дешевле очных и выгоднее для работодателя (сотрудник не выпадает на некоторое время из рабочего процесса). Изменение структуры рынка будет приводить к снижению его стоимостного объема.

Отдельно в этом рынке можно выделить обучение иностранным языкам, которое так же постепенно уходит в онлайн-формат.

Объем рынка – около 130 млрд. руб. (из них около 30 млрд. руб. приходится на обучение иностранным языкам), прогнозируемые темпы падения – около 5% в год.

Поделиться с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •