4 сентября Анна Ипатова приняла участие в сессии конкурент-клуба, организованной Департаментом города Москвы по конкурентной политике, с докладом «Актуальные тренды и тенденции потребительского поведения на московском рынке мороженого«.
Основные вопросы, освещаемые в выступлении
Рынок мороженого находится под влиянием следующих драйверов и ограничителей:
Смещение конкуренции в массовом сегменте на ценовой, рекламый и трейд-маркетинговый уровень,при одновременном появлении большого количества нишевых производителей и ассортиментных позиций, играющих на меняющихся предпочтениях и моделях поведения потребителей.
Как и на смежных рынках продуктов питания, производители начинают «игру» с упаковкой, вкусами и цветом, стремясь удивить и удержать потребителей. За счет таких новшеств при поддержке социальных сетей производители запускают, в том числе, «сарафанное радио».
Структурирование рынка – выделение лидеров рынка и претендентов на лидерство, между которыми ведется наиболее жестокая конкурентная борьба в сферах рекламы, продвижения и разработки новинок.
Большое значение приобретает позиционирование, позволяющее через упаковку и коммуникации, что позволяет «отделить» продукцию одних производителей от других при в целом схожей потребительской ценности.Но несмотря на широкие возможности по позиционированию, российские производители используют преимущественно три основных критерия – качество, натуральность и вкус. Доля эмоциональной составляющей невелика. Позиционирование по пользе для здоровья, ситуациям потребления и образу жизни является единичным.
Можно говорить о том, что большинство производителей (кроме среднего + и высокого ценовых сегментов) предлагают мороженое «для всех». Рекомендуемым является четырехуровневое позиционирование брендов – 1) качество и натуральность, 2) польза и здоровье, 3) образ и стиль жизни потребителей, 4) эмоции и ценности.