Обратите внимание на Москву и Московскую область и на Северо-Западный федеральный округ, где находится Питер как второй миллионник и второй драйвер развития онлайна в стране
Глядя из обеих столиц (делая проекцию и не глядя на цифры), может казаться, что онлайн растет и развивается огромными темпами и все вокруг заказывают продукты с доставкой на дом
Фактически совсем не так – регионы сильно отстают:
• доходы потребителей ниже • частота совершения покупок меньше • инфраструктура и магазины федеральных сетей есть не везде • в каких-то регионах сохраняется сильная лояльность к традиционным рынкам и покупкам в маленьких магазинчиках • где-то низкая плотность населения (нецелесообразно развивать онлайн) • кадровые проблемы (мало курьеров и сборщиков) • высокая стоимость доставки при чувствительности потребителей к стоимости доставки • потребители не сильно заинтересованы в онлайн-покупках (достаточно свободного времени или не видят ценности в доставке) и др.
Цифры можно посмотреть в материале, а пока два главных вывода:
• Грубейшая ошибка весь российский рынок оценивать через поведение потребителей и тренды в Питере и Москве. Особенно часто это делают молодые маркетологи, ни разу не уезжавшие дальше 100 км от мегаполиса
• Регионы отставали и будут отставать от столиц с точки зрения проникновения технологий и трендов. Средний разрыв – 3-5 лет, а иногда и все 7