Покупка российских активов финской Fazer крупным московским игроком БКХ «Коломенский» изменит петербургский рынок хлеба. Сейчас он фактически поделён между четырьмя крупными игроками: большую часть полок торговых сетей занимают «Каравай», «Хлебный дом», «Дарница» и «Арнаут». Причём «Хлебный дом» занимал около 37% (на рынке Москвы — около 11%).
У «Коломенского» большие планы на «Хлебный дом» как в Петербурге, так и в Москве. Сейчас компания дорабатывает текущий ассортимент и торговые марки. Запущена глобальная модернизация производств компании. Планируется увеличить производство чёрных формовых хлебов, хлебов с добавленной стоимостью, круглых хлебов, а также мелкоштучных хлебных изделий. Кроме того, после увеличения производственных мощностей «Коломенского» в Московском регионе часть его торговых марок появится на прилавках сетей в Петербурге.
Елена Пономарева, генеральный директор «Лаборатории трендов», прокомментировала ситуацию по просьбе издания «Деловой Петербург»:
— «Коломенский» — один из самых интересных и амбициозных игроков рынка с продуманной стратегией развития. Покупка «Хлебного дома» чётко вписывается в неё. Как будет дальше развиваться рынок, зависит от их работы с ассортиментом: все исследования показывают, что петербургский ассортимент отличается от ассортимента других регионов прежде всего высоким спросом на ржаной хлеб и хлеб, приготовленный по финским рецептурам. Рынок производства хлеба в Петербурге очень концентрированный с точки зрения долей игроков. Их не много, но они крупные и с многолетней историей, поэтому это один из самых высококонкурентных рынков в России. Учитывая сильные позиции и стратегию «Коломенского», я бы не исключала вариант того, что компания увеличит свою долю в Петербурге. Но глобально рынок они не изменят в силу того, что уже есть устоявшаяся структура. Рынок фасованного хлеба очень зрелый и практически не растёт, а периодически даже падает. Рынок пекарен, наоборот, является растущим. Если говорить про Петербург, то он уже достаточно конкурентен, здесь развивается много сетевых проектов. В связи с этим перспективен рынок заморозки. Но «Хлебный дом» и «Коломенский» на данный момент благодаря своим качественным рецептурам составляют конкуренцию и хлебу из пекарен. На сегодняшний момент хлебокомбинатам важно работать и в сегменте заморозки. Пекарни — это перспективная ниша для дальнейшего развития. Но их всё равно не так много, как торговых точек той же федеральной розницы, это огромный канал продаж.
Опрошенные «ДП» эксперты солидарны в том, что уже не первый год рынок находится в стадии трансформации. В торговых сетях наблюдается падение продаж хлеба и хлебобулочных изделий промышленного производства. Петербуржцы всё чаще стали предпочитать продукцию ультрафреш из пекарен. Бурное развитие рынка замороженных хлебобулочных изделий также является трендом последних лет.
Основатель и генеральный директор INFOLine Иван Федяков уточняет, что магазинам уже не интересно продавать хлеб и ХБИ. «Ретейлеры вынуждены торговать хлебом себе в убыток, — подчёркивает он. — Это необходимая составляющая ассортимента любого магазина, но потери в этой категории и её маржинальность уже не выдерживают никакой критики. Сами производители это тоже понимают и берут эти тренды себе на вооружение. Например, открывают собственную розницу или сети пекарен, которые в отдельных случаях могут обеспечивать до 50% объёма всех продаж».