Комментарий Елены Пономаревой «Деловому Петербургу» о судебном споре российской «дочки» Johnson & Johnson и петербургской «Ленты»
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти взыскал 65,8 млн руб. в пользу федеральной торговой сети «Лента» с ООО «Джонсон & Джонсон».
В 2012 году стороны подписали договор, по которому «Лента» оказывала услуги «Джонсон & Джонсон» по продвижению на российском рынке его товарных знаков.
«Лента» направила контрагенту документы о выполненных в 2022 году работах, но он не подписал их и свой отказ ничем не мотивировал. Досудебная претензия ретейлера также осталась без ответа. Тогда «Лента» и обратилась в арбитражный суд, который взыскал с ответчика не только задолженность, но и 200 тыс. рублей госпошлины.
Член Гильдии маркетологов и гендиректор консалтинговой компании «Лаборатория трендов» Елена Пономарева полагает, что многое зависит от того, какие именно продукты и под какими брендами выставляло ООО «Джонсон & Джонсон» в «Ленте». При этом даже в рамках одной сети ассортимент товаров может отличаться от магазина к магазину.
«В первую очередь это могли быть каталоги, в которых аккумулируется информация об акционных товарах на какой-то конкретный период. Они, как правило, выделяются специальными цветными ценниками, – говорит Елена Пономарева. – Такие каталоги существуют как в печатном, так и электронном виде практически у всех ретейлеров. Такой инструмент позволяет значимо увеличить продажи, и это работающий приём для продвижения товара».
Другая услуга, которую могут ретейлеры оказывать своим поставщикам, – это специальная выкладка продукции. Островки подобной продукции можно увидеть в торговых залах довольно часто.
Подсчитать даже примерно, в какую сумму обходятся поставщикам услуги по продвижению их товаров, невозможно. Расчёт ведётся по сложной формуле, где используются закрытые данные, добавляет Елена Пономарева.
Выручка «Джонсон & Джонсон» в минувшем году, по данным сервиса «Контур.Фокус», снизилась на 10%, до 68,9 млрд рублей, чистая прибыль составила 6,6 млрд против 3,6 млрд годом ранее. Позиция компании не обозначена в решении арбитражного суда.