Бизнес-образование: тренды и перспективы развития (заседание нашего комитета в ЛОТПП)
Сегодня мы провели заседание нашего комитета в Ленинградской областной торгово-промышленной палате, посвященное бизнес-образованию в сфере маркетинга и стратегического развития. Получилось интересно, полезно и очень душевно.
Боялись, что за 2 часа мало что успеем обсудить, по факту копнули глубоко. Еще на этапе подготовки стало понятно, что одним заседанием мы не ограничимся. Поэтому основной целью сегодня было крупными мазками описать ситуацию и выйти на ключевые темы конференции, запланированной на начало 2022 года.
Очень благодарны всем участникам! За то, что нашли время в своих насыщенных графиках, открытость, чувство юмора (сколько раз мы вспомнили ежиков!) и возможность посмотреть на бизнес-образование с разных точек зрения. А то, что вы долго не могли разойтись после окончания, писали и говорили благодарности – это значит, что все получилось!
В заседании приняли участие:
Павлов Ярослав Юрьевич, ректор УДПО «Бизнес-школа ИМИСП»
Кадырбаева Айгуль Куандыковна, председатель подкомитета по бизнес-образованию ЛОТПП
Багиев Георгий Леонидович, д.э.н., почетный профессор кафедры менеджмента и инноваций СПбГЭУ, научный руководитель НПШ «Маркетинг взаимодействия», член НП «Гильдия маркетологов»
Шевченко Дмитрий Анатольевич, д.э.н., почетный член НП «Гильдия Маркетологов», эксперт «Ассоциация Коммуникационных Агентств России» (АКАР), заведующий кафедрой «Маркетинговые коммуникации» Московского Политехнического Университета
Федоров Сергей Борисович, директор ЧОУ «Открытая школа бизнеса»
Мургулец Людмила Васильевна, бизнес-ментор, предприниматель, советник Стокгольмской школы экономики
Сократилин Владимир, исполнительный директор ООО «Решение», президент российской ассоциации консалтинговых компаний АСКОНКО
Палагина Анна Николаевна, ректор МИМОП
Основные тезисы по итогам заседания: 1. Наиболее востребованные НАВЫКИ, находящие отражение в программах обучения: • Управление будущим, трансформация и пересборка бизнеса • Цифровая грамотность для создания бизнес-моделей и масштабирования бизнеса • Продуктовые инновации и инновации в рамках внутреннего предпринимательства • Обучение маркетингу для немаркетологов (HR, финансисты и др.), финансам для нефинасистов и т.п. • Обучение product owner (теперь не только в IT) и обучение IT-специалистов классическому маркетингу • Инструменты продвижения и коммуникаций для малого бизнеса • Доказательный менеджмент (работа с большими данными и принятие решений) • Креативное мышление • Устойчивое развитие 2. Ключевые ТРЕНДЫ рынка: • Маркетинг и менеджмент сегодня практически не разделить, важно формировать компетенции на их стыке • Пандемия стала катализатором, основные тренды появились еще до ее начала • Развитие корпоративных университетов • Обучение в рамках нацпроекта «Демография» (55+, мамы в декрете и т.п.) • Рынок бизнес-образования зрелый, начала появляться специализация среди участников, что приводит к снижению конкуренции • Усиление влияния онлайн-игроков, имеющих инвесторов и большие бюджеты на продвижение • Появляющиеся партнерские проекты между участниками рынка • Индивидуализация учебных треков учащихся, в т.ч. за счет партнерства участников рынка • Люди интеллектуального труда учатся практически непрерывно, все сложнее разделить бизнес и жизнь («Бизнес – это жизнь») • Огромное количество информации разного качества, в которой сложно разобраться. Бизнес-образование может стать интегратором знаний и информации о компетенциях • Размывание понятий, приводящее к появлению неоднозначных направлений (например, астрология в бизнесе) • Развитие направления тьюторов и образовательных психологов • Поддержка и сопровождение слушателей при онлайн-обучении, чтобы человек находился в системе координат 3. ЗАПРОСЫ от слушателей ДПО: • Бизнес-образование учит думать, потому что знания устаревают. Думать – это анализировать реальность с помощью конкретных моделей, проводить исследования, принимать решения на основе анализа и исследований. И знать, где посмотреть, как думать и у кого спросить • Получить от преподавателей широкий взгляд на сферу, проблему и т.п. • Получить знания и навыки для достижения целей («Есть цель, не знаю, как ее достичь») • Обмен опытом • Обратная связь от преподавателей, экспертов, одногруппников • Актуальные навыки • Соответствие получаемых знаний имеющемуся опыту и получение дополнительного опыта на занятиях • Новый микс в программах, когда непросто преподаватели-практики, а со знанием методологии + осовременивание академических преподавателей • Постоянная доработка программ и внесение «косметических» изменений по ходу программ • Команды топ-менеджеров из конкретных компаний, приглашаемые для обучения слушателей • Слушатели не всегда могут сформулировать запрос на обучение. Часто это цели, не имеющие прямого отношения к обучению – изменить жизнь, потерялись в жизни к определенному возрасту, есть неудовлетворенность жизнью, повысить свою ценность в своих глазах и др. Одновременно есть риск при обучении оказаться умнее своего руководства, у которого нет, например, МВА 4. Чего не хватает маркетологам и управленцам: стратегического мышления и знания психологии 5. Проблемы в высшем образовании маркетологов: • Бизнес не всегда готов к правильному восприятию маркетологов как специалистов (непонятно, чем они занимаются) • Преподаватели вузов не всегда готовы к работе в онлайне, не во всех вузах есть хорошее оборудование, не все программы обучения адаптированы для мобильных устройств • Несмотря на то, что вузы готовят маркетологов, на рынке труда есть проблема с кадрами • Требуется социализация выпускников внутри бизнеса и их доучивание внутри корпораций (для крупного бизнеса) • Важно не только уметь разрабатывать стратегии, но и реализовывать их на практике • Не хватает умения просчитывать эффективность разных вариантов решений
Что же мы хотим обсудить на КОНФЕРЕНЦИИ: 1. Партнерство участников на рынке бизнес-образования 2. «Вузы и рынок никогда не встречаются» (высшее образование) 3. Разница бизнес-образования в СПб и Москве 4. Изменения на рынке за счет появления новых игроков (Skillbox и др.) 5. Междисциплинарный подход (бизнес-образование как интегратор) 6. Методология бизнес-образования 7. Развитие сообщества игроков рынка бизнес-образования
Если вы хотите присоединиться к нам в качестве спикера на конференции, уже можно писать Анастасии Зиновьевой на электронную почту zinovieva@t-laboratory.ru. У нас точно будет интересно и полезно!