11.11 и «Чёрная пятница» уже давно перестали быть аттракционами щедрости, при этом распродажи затягиваются на недели до и после конкретных дат.
Как подсчитали аналитики ВТБ по результатам опроса, в «Чёрной пятнице»-2023 только в период с 24 по 30 ноября намерены принять участие 60% жителей Петербурга и Москвы. В среднем по России в рамках акции совершать покупки преимущественно в Интернете (и здесь петербуржцы в лидерах по РФ) собираются 42% респондентов.
В топе товаров традиционно — одежда, бытовая техника, гаджеты и парфюмерия, но есть и образовательные on-line курсы.
Примечательно, что, как подсчитали аналитики «ЮKassa», на период распродаж 11.11 или День шопинга, количество платежей выросло на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, также как и увеличился средний чек, а вот самих покупателей на эти же 20% стало меньше.
Член Гильдии маркетологов, основатель и генеральный директор «Лаборатории трендов» Елена Пономарёва называет уход 20% плательщиков серьёзным трендом на рынке. По её словам, понятно, что доходы населения не растут, а в распродажи верят всё меньше покупателей.
— Не думаю, что это явление повторится на «Чёрную пятницу». Волна распродаж уже начала раскачиваться. Уже пошло предновогоднее настроение, когда покупки совершаются на эмоциях. Другое дело, что здесь появился важный нюанс. Опытные покупатели теперь пристально мониторят цены и ведут себя практически как игроки на бирже. Как только видят, что стоимость товара в эти дни снижается, то тут же его берут. Ну, и, в третьих, надо понимать, что таких бешеных скидок как раньше до 90% мы уже не видим. Либо надо будет очень постараться, чтобы их найти, — поясняет она.
По словам Елены Пономарёвой, история с мессенджерами — это хороший ход для бизнеса. Этим компании демонстрируют, что заинтересованы в клиентах, помнят об их предпочтениях.
— Так в своё время поступали участники авторынка. BMW, например, прибегала к «ведению» клиента от и до, и отслеживала и после покупки, — вспоминает она.
Как советует Елена Пономарёва, покупать на «Черную пятницу» и в предновогодний sale стоит то, что может пойти на подарки «себе любимому» и близким. А вот например, покупку мебели стоит отложить на распродажи после Нового года, когда все будут понимать, что покупатели и так прилично потратились и постараются завлечь хотя бы ценами.