Елена Пономарева дала комментарий радио Москва FM про новые бренды на российском рынке
Ниже расшифровка. А если хотите послушать, запись есть здесь.
Новых брендов в наших магазинах становится меньше, как пишет «Коммерсант», сегодня все дело в высоких ставках арендных торговых площадей. По итогам нынешнего года на рынке могут появиться чуть менее 30 новых локальных марок. Это на 20% меньше, чем годом ранее. На сокращение новых брендов отчасти влияет и падение посещаемости офлайн-магазинов, говорят эксперты.
Здравствуйте, Елена. Подтвердите нам эту информацию?
Абсолютно подтвержу, и давайте посмотрим еще на несколько факторов.
1. ТЦ действительно посещают меньше и не так выгодно становится там размещаться при растущих арендных ставках. Но давайте все-таки отметим, что представленность в хорошем ТЦ с хорошей проходимостью для бренда – это еще и альтернативный рекламный бюджет. Поэтому флагманские магазины все-таки нужны, но их действительно меньше.
2. Мы должны учитывать, что основное обновление и основной выход брендов пришелся на конец 2022 года и 2023 год, когда очень плотно шло импортозамещение зарубежных брендов. То есть сейчас есть падение относительно высокой базы.
3. Брендов появляется много, но не все выходят в офлайн. Если мы посмотрим онлайн, увидим, как много новинок в fashion и, например, в товарах для дома, но они не все появляются в офлайне. В том числе потому что и модель потребительского поведения меняется в сторону онлайна. Поэтому скорее сейчас мы говорим о том, что самые продвинутые и обеспеченные бренды могут себе позволить офлайн, а остальные будут сейчас очень неплохо развиваться в онлайне.
Не мешает ли это, не вредит ли это покупателям? Потому что, если уж так легко на рынке появляются компании, значит, они также легко и могут уйти с него.
Совершенно с вами согласна, потому что достаточно часто бренд может появиться, например, как любимая игрушка, а не как бизнес. Он не взлетает и про него быстро забывают. Потребители, однажды его купившие, не сильно пострадают.
Но есть и другая проблема. Огромный выбор брендов, которые очень похожи друг на друга. И здесь, если мы говорим про офлайн, все-таки есть некое ограничение по количеству. Мы прошли, посмотрели, например, 10 брендов в рамках ТЦ и выбрали. А в онлайне все гораздо сложнее, там приходится ориентироваться на отзывы, а у новых брендов иногда их просто нет. Потребители оказываются в ситуации, когда сложно выбирать.
Подавляющее большинство свежеоткрывшихся, они сколько держатся, как правило?
Если грамотная маркетинговая политика и выстраивает история надолго изначально, то это могут быть годы и десятилетия. Но есть и однолетки. Я не рискну давать точные оценки, но на мой экспертное мнение, примерно 50 на 50. Маркетинг здесь ключевой. Отшить хорошую коллекцию можно, продать ее гораздо сложнее.
Мы говорим сейчас всё-таки о взлёте количества брендов в какой сфере? В одежде?
В одежде, в обуви и в целом это стандартный набор брендов и ассортимента в торговых центрах, в основном ориентация на женскую целевую аудиторию. Мы же понимаем, что женщины более активны в этом плане и они немного по-другому выбирают.
Что происходит с ценами, Елена?
Все, что можно сказать, цены растут, и для этого есть объективные причины. Естественно, мы понимаем то, что происходит в стране.
С одной стороны, потребители, конечно, стараются переходить в более рациональную плоскость. Но с другой стороны, если мы говорим про офлайн здесь больше покупка глазами, поэтому цены меньше влияют, чем в онлайне. Здесь больше спонтанных покупок и больше покупок на эмоциях. В онлайне происходит иначе: отложили в корзину, подумали, потом все-таки приняли решение о покупке. Или не приняли. Я бы разделяла эти два канала продаж, у них отличающиеся модели потребительского поведения.
Но цены будут расти, мы это понимаем, мы с этим ничего не можем делать, к сожалению.
По-прежнему стараются наши бренды делать вид, что они совсем и не наши?
Да, есть такое. Давайте я скажу, как маркетолог: все-таки иногда даже звучит лучше на английском, чем на русском. Найти новое уникальное название достаточно сложно. Есть такой термин «фантазийное название»: на русском придумать сложнее, чтобы хорошо звучало, чем на английском.
Я не к тому, что мы должны все бренды быть только на английском и только на русском, но с точки зрения нейминга иногда сложно найти своё слово.
Уходят, как правило, на маркетплейсы все-таки больше, оставив один-два самых проходных места в офлайне?
Уходят. Охваты больше, достучаться проще, попасть в выбор проще, в том числе, имея некоторые рекламные бюджеты на маркетплейсе. Но, как я уже сказала, неплохо иметь флагманский магазин в хорошем месте, потому что это возможность всё-таки потрогать, пощупать и купить глазами. Эта вот покупка глазами в офлайне другая все-таки.
Те, кто открываются сейчас, у них производство все ведь не у нас, скорее всего, да?
И у нас, и не у нас. Я бы не говорила сейчас уже в этом году однозначно, что не у нас, но российский рынок, конечно, сильно сталкивается с проблемой отсутствия швей. Это кадровая катастрофа, наши клиенты сильно переживают по этому поводу, учат сами, но это, мне кажется, немножко тема другого разговора. Не всё шьется за рубежом, это важно.