Это очень большая и глубокая тема на стыке бизнеса, психологии и коучинга. Сегодня в этом направлении идет все больше исследований, появляется литература и статьи. Помните, мы говорили про стартапы и принцип «Сначала КТО, потом что», по которому инвесторы нередко делают выбор? Речь шла именно об этом.
Бизнес – это всегда проекция его владельца (собственника). Правило, работающее всегда и без исключений.
Ниже несколько тезисов и вопросов, которые помогут вам в первом приближении оценить вашу собственную связку «вы – ваш бизнес». Работает это и для связки «вы – ваша работа/профессия».
ВАЖНО: тема действительно огромная, ниже именно тезисы.
Бизнес – это реализация возможностей и желаний владельца У двух очень похожих по набору компетенций людей никогда не будут двух похожих бизнесов. Это же касается карьеры и личного бренда
Какие три прилагательных лучше всего/ярче всего характеризуют вас как человека? Каким образом они отражаются в вашем бизнесе? Здесь не нужно спрашивать у других, как они видят вас. Нужна только ваша оценка.
Стеклянный потолок – это отражение страхов, амбиций и установок собственника. • Чего я хочу? • Чего я боюсь? • Что меня ограничивает?
Разные подходы к управлению бизнесом – разные результаты. Например: • «Все сам, все сам» (собственник с проблемами делегирования) • «Пришел, наследил и ушел» (бизнес по настроению) • «Высоко сижу, далеко гляжу» (бизнес, управляемый издалека или только на стратегическом уровне)
Некоторые помехи, мешающие собственникам достигать успеха в бизнесе: • «Во всем виноваты …» (ближнее окружение) • «Во всем виноваты …» (внешняя среда – конкуренты, правительство, мировой рынок и др.) • «Лучше меня никто не сделает» • «Никакой инициативы от сотрудников» • «Вот у всех сотрудники, а у меня…» • «Никто меня не понимает»
К каждой помехе нужно задать вопросы: • Почему он так думает? • Что произошло или регулярно происходит, что привело к такому мнению? • Чего он боится, так думая/делая? • От чего он страхуется, так думая/делая?
Несколько вопросов на определение влияния владельца на бизнес: ВАЖНО: почти во всех вопросах человек может передвигаться по шкале от одного утверждения к другому в зависимости от ситуации, задач и т.п.
Операционист или стратег? Практически не бывает два в одном. По оценкам HR-ов, до 95% сотрудников ориентированы на операционные задачи. По нашим оценкам, всего 10-20% могут и сделать стратегию, и ее реализовать
Физик или лирик? Первые про цифры, планы, отчеты и KPI, вторые про поговорить, накреативить и т.п. Здесь два в одном бывает гораздо чаще
Рисковать или перестраховываться? Две совершенно разные стратегии в бизнесе, базирующиеся на разном поведении владельцев
Новатор или консерватор? Близко к предыдущему.
Закрытый или открытый? Близко к «интроверт или экстраверт», а еще это про «душа на распашку» или «человек в футляре».
По правилам или по понятиям? В первом случае максимум регламентов, положений, планов, протоколов и т.п., во втором – на основе личных договоренностей и взаимодействия
Бизнес или работа в идеальном варианте – это просто бизнес или просто работа. Но довольно часто они становятся компенсацией.
Например, в основе трудоголизма нередко лежат психологические моменты, которые отрабатываются через достижение целей или просто уход в работу.
Бизнес может быть: • ребенком (такие стартапы практически не вырастают, потому что нужен именно ребенок) • мужем/женой (часто после развода или когда нет личной жизни) • любовником или любовницей (чаще всего это вариант «пришел, наследил и ушел» – вроде и нужен бизнес, но наскоками) • родителями (видела немало взрослых мальчиков, до сих пор что-то доказывающих уже ушедшим родителям) • «войной» (постоянный экшен) • «королевством» (постоянная жажда признания)
Еще три вопроса: • Какие ваши три жизненных правила или девиза отражаются в вашем бизнесе или работе? • Что для вас неприемлемо в жизни? • Кто такие «свои» люди?
Планируем в июле провести в онлайне мастер-класс на эту тему для нашего бизнес-клуба. Подойдет предпринимателям, фрилансерам, независимым экспертам и руководителям. Если интересно присоединиться, следите за анонсами.