Пресс-центр Лаборатории трендов

Как правильно сделать SWOT-анализ

SWOT-анализ мы всегда делаем его в связке с PESTEL-анализом, из которого в SWOTе заполняются буквы O и T.

Результаты проведения SWOT-анализа: определение направлений развития компаний и действий, которые нужно реализовать в привязке к стратегической цели, которая стоит перед компанией.

В проектах «Лаборатории трендов» мы делаем расширенный вариант. Сначала заполняем привычную таблицу из четырех ячеек (см. картинку), каждая по 10-15 пунктов: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы.

Дальше делаем большую таблицу в MS Excel, где слева и сверху все эти пункты (таблица примерно 40х40). И начинаем попарный анализ, занося в ячейки на пересечении возможные решения и действия компании, которые помогут достижению цели.

Вопросы для попарного анализа:
  • Как сильные стороны могут «прикрыть» слабые?
  • Как слабые стороны могут разрушить сильные? Как этого избежать?
  • Как укрепить сильные стороны за счет возможностей или избежать их разрушения за счет угроз?
  • Как слабые стороны исправить за счет возможностей?
  • Какая комбинация из слабых сторон и угроз может утопить компанию? Как избежать негативного варианта развития ситуации?

Если вы используете простой вариант SWOTа, он будет, прежде всего, систематизировать информацию. Вы увидите в одной таблице текущую ситуацию в вашей компании и влияние на нее внешней среды.

Расширенный вариант – это уже инструмент формирования плана действий и определения вектора развития компании.
Excel-шаблон расширенного варианта SWOT-анализа, который мы используем в проектах, доступен в телеграм-канале нашего генерального директора Елены Пономаревой. Скачивайте свободно, пользуйтесь на благо вашим проектам!

Какие вопросы помогут заполнить поле S матрицы SWOT-анализа?

Сильные стороны (S = Strengths)

  • Какая уникальность есть у компании?
  • Какие у компании есть конкурентные преимущества?
  • В чем проявляется экспертиза компании?
  • Какие компетенции есть у компании/персонала?
  • Что компания делает лучше, чем конкуренты?
  • Что никто не делает на рынке, кроме компании?
  • За что компанию и ее продукцию выбирают потребители (клиенты)?
  • Что выделяет компанию среди других игроков рынка?
  • Что помогает компании расти и развиваться?
  • Что для компании является внутренними точками опоры?
  • Какой внутренний потенциал есть у компании?
  • Какие ценные (значимые, важные) активы есть у компании?
  • Какие ресурсы есть у компании или при необходимости ей доступны?
  • Какими своими достижениями компания может гордиться?

Примеры сильных сторон: высокая известность компании, широкий охват рынка, большой срок работы на рынке, удобное местоположение, стабильно растущая клиентская база, современный ассортимент, сильная команда разработчиков, хорошая финансовая репутация (доступ к кредитам), лидирующие рыночные позиции и др.

Какие вопросы помогут заполнить поле W матрицы SWOT-анализа?

Слабые стороны (W = Weaknesses) – недостатки, уязвимые места и разрывы на момент проведения анализа.

  • Какие жалобы чаще всего поступают от потребителей (клиентов)?
  • В чем компания уступает конкурентам?
  • Что мешает компании достигать стоящих перед ней целей?
  • Какие маркетинговые ошибки делает компания?
  • Какие у компании есть ограничения в ресурсах?
  • Что можно усовершенствовать в компании?
  • Из-за чего компания может потерять или уже теряет потребителей (клиентов)?
  • Какие проблемы есть внутри команды (коллектива)?
  • Какие проблемы (сложности) есть в системе управления компанией?

Примеры слабых сторон: высокая текучесть персонала, нестабильное качество, устаревшее оборудование или технологии, репутационные риски, слабый персонал отдела продаж, растущее количество жалоб от потребителей, выделение денег на маркетинг по остаточному принципу, невозможность серьезного наращивания объемов производства и др.
2023-08-21 08:44 Статьи Маркетинг