Рис. 1. Динамика отгрузок продукции, произведенных российской обрабатывающей и пищевой промышленностью
Рис. 2. Доля российского производства в реализации пищевой продукции и напитков
Оборот розничной торговли продовольственными товарами превышает объем реализации продуктов питания и напитков, произведенных предприятиями пищевой промышленности, за счет продукции, реализуемой частными лицами и индивидуальными предпринимателями на рынках и ярмарках. Доля такой продукции в обороте розничной торговли ежегодно растет — с 10,7% в 2010 году до 14,1% по итогам 2016 года. Указанный тренд свидетельствует о росте активности населения в сфере производства продуктов питания на приусадебных участках и их реализации для получения дополнительного дохода, что связано с влиянием кризисов 2008 и 2013 годов. Кроме того, на рост реализации влияет увеличение предпринимательской активности фермеров не только на этапе производства сельскохозяйственной продукции, но и ее переработки (мясные полуфабрикаты, творог, сметана и др.).Рис. 3. Изменение доли расходов на домашнее питание и питание вне дома в структуре потребительских расходов населения
Рис. 4. Средняя загрузка производственных мощностей предприятий пищевой промышленности (%)
Рис. 5. Количество предприятий пищевой промышленности
Сопоставление данных, представленных на рис. 2 и 5, позволяет говорить о том, что российская пищевая промышленность находится на этапе жизненного цикла «Зрелость», о чем свидетельствуют следующие факты:Драйверы и факторы, ограничивающие рост российской пищевой промышленности
Драйверы роста