Российский рынок чая продолжает уступать свои позиции под влиянием развивающейся культуры потребления кофе. Однако еще сильнее пошатнуть позиции чая вряд ли возможно – россияне не мыслят свою жизнь без этого напитка, даже если время от времени или регулярно «изменяют» ему с кофе.
Производство чая медленно снижалось до 2017 года после пика, который пришелся на 2013 год (рис. 1). В 2018 году был достигнут показатель, близкий к рекорду 2013-го, однако по итогам 2019 года производство снова сократилось. Средний за анализируемый период объем производства составляет 112 тысяч тонн; в целом можно говорить о том, что рынок стабилен и показывает динамику, свойственную зрелым рынкам. При этом основное влияние на объемы рынка и производства оказывает потребительское поведение – все чаще россияне смещают спрос в сторону кофе, в том числе в формате to go. Однако идущие из-за рубежа тренды позволяют ожидать «реабилитации» чая, за чем может последовать частичное восстановление спроса. Кроме того, о перенасыщении потребителей кофе (некоторые из них пьют по 5–8 чашек в день, что неполезно для здоровья) говорит увеличение отечественного производства заменителей кофе – рост за 2017–2019 годы составил 4%.