Снековая категория в последние годы претерпевает существенные изменения. На сегодняшний день ее границы определить достаточно сложно, поскольку от категории продуктов питания для достаточно вредного перекуса и закусок к пиву и другим слабоалкогольным напиткам (чипсы, сухарики, крекеры, соломка, крендельки и др.), снеки быстрыми темпами движутся в сторону полезных здоровых перекусов в течение дня. В связи с этим к снекам все чаще относятся батончики-мюсли, протеиновые батончики, йогурты, часть напитков и даже молочные коктейли с трубочками, подходящие для потребления на ходу, на рабочем месте в машине и других ситуация потребления. Кроме того, условно к снекам могут относиться традиционные продукты в разовой упаковке – таким образом, прежде всего, кондитерская промышленность движется в сторону новых привычек и предпочтений потребителей (печенье, шоколадные батончики, хлебцы и т.п.). Также на волне здорового образа жизни (ЗОЖ) второе дыхание получают орехи, сухофрукты и смеси, которые относятся к продуктам, рекомендуемым для потребления при занятиях спортом (именно в этой группе сейчас наблюдается большое количество СТМ розничных сетей и все большие полочные пространства выделяются в минимаркетах и в магазинах при АЗС). Именно ЗОЖ стимулирует появление на рынке большого количества нишевых игроков, предлагающих снековую продукцию в среднем и высоком сегментах (прежде всего, разнообразные батончики).

Основные тренды и изменения в моделях потребительского поведения, определяющие динамику рынка снеков:

  • отказ от потребления сахара, соли и искусственных ингредиентов или предпочтение продуктов с их пониженным содержанием;
  • ускорение темпов жизни населения и непредсказуемость потребительской траектории, ведущие к сокращению времени на прием пищи и на питание буквально набегу;
  • рост популярности здорового образа жизни, контроля веса, правильного питания, профилактики заболеваний (прежде всего, сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения и заболеваний органов пищеварения) и занятий спортом;
  • снижение потребления пива (существенное сокращение рынка) под влиянием кризиса, изменений предпочтений молодой целевой аудитории и здорового образа жизни;
  • рост офисного потребления снеков (альтернатива обедам, часто экономия на обедах);
  • рост рынка питания вне дома (прежде всего, в обеих столицах и городах-миллионниках), смещающий с покупки снеков для потребления дома на перекусы, прежде всего, в кофейнях, фаст-фуде и стритфуде, и на полезные снеки (замена традиционному питанию и экономия времени на приготовлении пищи дома);
  • восстановления ресторанного рынка и рынка развлечений после кризиса, ведущее за собой рост потребления снеков в кафе, ресторанах, кинотеатрах и др.

Также рынок снеков сдерживался кризисом, поскольку большинство снеков не относятся к базовым продуктам питания. Отказ от них при снижении и нестабильности доходов населения является предсказуемым. В 2017-2018 годах рынок восстанавливается, но, если традиционные снеки растут минимально (5-10% в год, рост потребления после кризиса), то рост по новым снекам (прежде всего, здоровые снеки) может достигать 30-40% в год. Определить объем рынка с учетом размытых границ, о чем говорилось выше, достаточно затруднительно. Но ориентируясь на рынки традиционных снеков с дооценкой на растущий сегмент здоровых снеков (около 10% рынка, эта доля будет расти, что будет вести к прогрессирующему рост объема рынка за счет того, что эти снеки позиционируются в среднем и высоком ценовых сегментах), можно говорить об объеме рынка около 300 млрд. руб.

Говоря о рынке попкорна, нужно отметить, что это особая категория снеков. Представленность ее в розничных сетях невелика – даже в гипермаркетах зачастую на полках можно найти всего несколько ассортиментных позиций. Упаковки попкорна для приготовления в домашних условиях не получили большой популярности из-за сложности приготовления или необходимости тратить на этот процесс времени, которого у современных потребителей все меньше. Сегодня для многих потребителей свободное время является более ценным ресурсом, чем деньги, т.е. они готовы платить больше за удобство и экономию времени (этим же обусловлен рост рынка полуфабрикатов и готовых продуктов).

Однако, именно этот снек имеет наибольшую популярность в привязке к отдыху и развлечениям – практически все кинотеатры, городские праздники, парки и развлекательные центры предлагаю своим посетителям несколько видов попкорна. Потребительское поведение при этом может быть как спонтанным («захотел – купил»), так и частью определенного ритуала (традиции), например, покупка попкорна при семейном походе в кино. Кроме того, попав в атмосферу отдыха и развлечений потребители становятся менее чувствительными к тратам и охотнее совершают покупки даже того, что практически не потребляют в другое время из-за экономии или придерживаясь здорового образа жизни. Нельзя не отметить и такой фактор покупки попкорна как «за компанию». Можно ожидать роста потребления попкорна за счет данного канала продаж и за счет вендинговых автоматов, которые приобретают все большую популярность, в них попкорн наряду с другими снеками предлагается потребителями, которые озадачены вопросом быстрого перекуса. Кроме того, предложение рынку попкорна в небольших (разовых) упаковках может стимулировать рост продаж данного снека при правильном позиционировании в привязке ЗОЖ. Связка «вкус – удобство – польза – разовая упаковка» при размещении в прикассовой зоне может стать ключевым фактором успеха и оживить данный сегмент снеков, на который приходится не более 5% от всего рынка снеков.

Поделиться с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •