Пресс-центр Лаборатории трендов

Наша оценка: законопроект об обязательном распределении выпускников вузов

Новость: 

В Думу внесли проект закона об обязательном распределении после вуза. Выпускников бюджетных отделений высших учебных заведений могут обязать отработать в госкомпаниях срок, равный сроку их обучения.

Ссылка на источник: https://www.rbc.ru/politics/16/04/2018/5ad47d999a7947f9495fa03a

Наша оценка:

Согласно предлагаемому законопроекту, студент, поступивший в вуз на бюджетное место, после окончания обучения будет обязан «проработать по своему образованию и квалификации в государственном учреждении», не менее 50% в уставной доле которого должно принадлежать РФ.

По данным Минобра, по итогам приемной кампании 2017/18 года обучение по программам бакалавриата сейчас проходят почти 750 тыс. студентов, из них на бюджетных местах – почти 41%. По программам магистратуры – почти 250 тыс. студентов, из них на бюджете – почти 58%.

Законопроект имеет как свои плюсы, так и минусы. Цели его появления очевидны и направлены, прежде всего, на решение давно назревших в сфере российского образования проблем:
  • Частичное решение вопроса с трудоустройством выпускников. Сегодня, по данным мониторинга Минобрнауки, средний уровень трудоустройства бакалавров в первый год после окончания обучения составляет около 70% (в том числе, не по специальности). Наиболее успешными являются выпускники ведущих российских вузов, а также студенты-медики. К сожалению, на практике нередки ситуации, когда молодые специалисты работают на должностях, вообще не предполагающих наличие высшего образования. В сфере бизнеса наиболее активны в привлечении молодых специалистов сфера общественной деятельности, связь и телекоммуникации, информационные технологии, финансовый сектор и HoReCA (по данным исследования Career.ru). Как правило, это запросы на специалистов по обслуживанию клиентов, менеджеры по продажам, продавцы-консультанты, операторы и ассистенты. По данным этого же исследования, почти ¾ молодых специалистов сталкивались со сложностями в поиске работы после окончания вуза.
  • По многим направлениям подготовки продолжает наблюдаться несоответствие между образовательными и профессиональными стандартами. В связи с этим заинтересованность работодателей в выпускниках сохраняется довольно низкой из-за необходимости учить молодых специалистов буквально с нуля, адаптировать их к реалиям сферы деятельности (отрасли, профессии) и необходимости, прежде всего, временнЫх инвестиций в их профессиональное развитие в конкретной компании. Устранение такого разрыва возможно только путем интеграции в треугольнике «бизнес – наука – образование». За счет распределения будет получено «вливание свежей крови» в госсектор.
  • Однако, также важно заметить, что все чаще работодатели, столкнувшиеся с дефицитом кадров, готовы брать студентов и выпускников вузов на стажировки с последующим трудоустройством. Прежде всего, это касается технической сферы, где активно внедряется система наставничества, а также ведется плотная работа по налаживанию связей с предприятиями, в том числе, в виде базовых кафедр. Однако, в целом, удовлетворенность работодателей выпускниками (в среднем около 60%) и заинтересованность в приеме их на работу низка.
  • Распределение повысит ответственность самих студентов и будущих абитуриентов за выбор специальности. Среди абитуриентов и их родителей бытует мнение, что важно получить «корочки» на бюджетном месте, сэкономив деньги на обучении, а затем можно получить уже второе высшее образование. По этой причине часто на бюджетные места поступают «непрофильные» студенты, которые в перспективе не планируют работать в данной сфере, но занимают места тех абитуриентов, которые не добрали баллов, но четко определились с выбором специальности.

Но одновременно с этим предлагаемый законопроект неизбежно столкнется с большим количеством барьеров, среди которых основными являются:

  • Все больше выпускников бакалавриата (по разным оценкам, до 70%) предпочитают закончить обучение в конкретном вузе на этом уровне. В отличие от предыдущих поколений, они с легкостью меняют вуз, продолжая образование в других вузах или по другим направлениям подготовки (меняют направление до 50% выпускников-бакалавров, выбирая как смежные, так и принципиально новые для себя сферы), или делают паузу в обучении на несколько лет с целью профессионального самоопределения. Это приведет студентов к необходимости или решать вопрос с отработкой своего обучения при выборе обучения в магистратуре в другом вузе, или к вынужденному шестилетнему обучению.
  • Отсутствие в России полноценной системы профориентации школьников (абитуриентов). Следствием этого является ошибочный выбор будущей профессии. Согласно исследованию НИУ ВШЭ и опросов своих выпускников российскими вузами, до 50% студентов старших курсов и выпускников в первые годы свой профессиональной деятельности работают не по специальности или по смежной с получаемой специальности. Это связано в меньшей мере со сложностями трудоустройства, чем с изначально неправильно сделанным выбором, окончательное понимание которого приходит к 3-4 курсу.
  • Ограничение возможностей для выпускников с точки зрения отраслей и сфер деятельности, в которых работают государственные предприятия и учреждения, подпадающие под распределение. В некоторых случаях эти сферы могут идти в разрез с тем, как видят свое будущее студенты, а это значит, что, только «отбыв» положенное время на предприятии, куда они попали по распределению, они смогут начать реализоваться там, где им на самом деле интересно. Например, студент мечтает работать в сфере ритейла, а будет вынужден потратить стартовое время своей карьеры на производственном предприятии.
  • Молодые специалисты в большинстве своем не заинтересованы в работе в государственных компаниях (за редким исключением крупных компаний, которые на слуху в России и во всем мире). Кроме того, государственные предприятия и учреждения зачастую отстают от частных компаний с точки зрения развития технологий в силу меньших объемов инвестиций (за исключением передовых наукоемких предприятий). Средний возраст на таких предприятиях, как правило, выше, чем в коммерческой сфере, а уровень оплаты может отличаться в разы. Например, успешный выпускник московского или петербургского вуза может начать профессиональный опыт с заработной платы в 50 тыс. руб. в сфере бизнеса и в 25-30 тыс. руб. в государственном секторе.
  • С развитием информационных технологий все большую популярность приобретает дистанционное (онлайн) обучение, которые в последние пару лет активно развивается и в России. В связи с этим в ближайшие годы неизбежно возникнет вопрос с распределением выпускников, полностью или частично прошедших обучение в таком формате (например, из региона в московском вузе).
  • Аналогичный вопрос возникает и со студентами, приехавшими в Москву, Санкт-Петербург или другие крупные города, которые имеют планы остаться в них после обучения. Часто эта категория студентов (в Москве и Санкт-Петербурге до 80% студентов – иногородние) начинает работать уже с первого курса с целью закрепиться в городе. В случае «принудительного» распределения эти студенты будут вынуждены поехать в другой город в случае, если в городе обучения мест не будет.
  • Отсутствие на данный момент четкой системы планирования количества мест для трудоустройства выпускников, прежде всего, в распределении по отраслям и регионам, в привязке к вузам и направлениям подготовки (специальностям).

Подводя итоги, вероятность принятия законопроекта низка, поскольку потребует существенных изменений в самой системе российского образования.
Статьи Тренды