Пресс-центр Лаборатории трендов

Тенденции на рынке интернет-торговли — 2017

Ожидается, что в 2017 году рынок вырастет примерно на 25-30%, прежде всего, за счет трансграничной торговли, на которую в 2016 году приходилось около 35% интернет-продаж. Потребители, совершившие покупки в зарубежных интернет-магазинах и оставшиеся довольными, увеличивают частоту покупок и размер среднего чека, а также советую интернет-магазины знакомым. Рост будет идти, в том числе, за счет смещения покупок из традиционных розничных сетей, прежде всего, в сегментах бытовой техники и электроники, одежды и обуви для взрослых и детей (особенно для детей в связи с продолжающимся трендом роста рождаемости).

Если соотношение интернет-торговля/розничная торговля в 2016 году в России составляло 3,2%, то в 2017 году, при прогнозируемом росте розничной торговли на 3-5% и росте интернет-торговли – на 25%, уже 3,9%. Будет происходить постепенное увеличение структурной доли интернет-продаж в общем объеме потребительской торговли. Можно ожидать, что как минимум до 2020 года рост рынка будет ежегодно составлять не менее 15-20%.

Продолжается рост продаж через интернет-канал бытовой техники и электроники (сюда же входят ноутбуки, планшеты и смартфоны) и одежды и обуви. Сегодня на эти группы товаров приходится около 35% и около 30% интернет-продаж соответственно, независимо от того, идет речь о покупках в российских или зарубежных интернет-магазинах. Но мы ожидаем, что будут расти доли покупок на так называемых трансграничных рынках, прежде всего, рост заказов товаров из Китая, прежде всего, благодаря между народной экспансии Aliexress и аналогичных проектов. В 2016 году на Китай уже приходилось более 50% всех трансграничных интернет-заказов.

Мешают два фактора – это остающееся недоверие у россиян к предоплатным онлайн-платежам и неуверенность в качестве товаров, которые они получат. Именно поэтому наиболее популярной схемой на рынке до сих пор остается оплата наличными при получении после проверки товара (до 75% покупателей используют такой способ оплат).

Но я думаю, что в ближайшие года за счет молодого поколения, «живущего» в интернете и оказывающего влияния на своих менее «продвинутых» родных и близких, и уже накопившегося у населения позитивного опыта онлайн-покупок эта тенденция будет сломлена.

Способствует – изменение потребительской модели поведения в целом. Жизнь становится все быстрее, нужно успеть сделать много, оптимизировав временные затраты. Например, сегодня женщина, может потратить 30 минут на выбор платья через интернет, тогда как ранее ей пришлось бы потратить 3 часа на походы по магазинам и не факт, что она бы купила только одно платье, как это принято у женщин (для интернет-торговли спонтанность свойственна гораздо меньше, чем для обычной розницы – не более 25% покупок в интернете являются спонтанными). И еще один важный момент – интернет дал возможность выйти на рынок и найти своих покупателей немассовым брендам и товарам, а это очень важно – люди получили возможность выбирать не только и довольно «одинаковых» массовых брендов (например, на рынке одежды), но и возможность выбрать или даже заказать товар нужного им цвета, стиля и т.п. Поэтому интернет-магазины дают сегодня своим покупателям возможность сделать покупку, когда им удобно, выбрать именно то, что им нужно, сэкономить деньги и время, подчеркнуть свою индивидуальность, использовать удобный способ оплаты и доставки. Кроме того, в интернет-магазинах, как в обычной рознице, начались активно проводиться различные маркетинговые акции (признак усиливающейся конкуренции), поэтому уже можно говорить о начале «охоты за скидками» со стороны потребителей.

Интернет-торговля является не только самостоятельным бизнесом, но и дополнительным каналом продаж для большинства розничных сетей. Анализ показывает, что интернет-цены и розничные цены идут одним путем. Снижение цен в рознице неизбежно к снижению цен в интернете, но в процентном соотношении оно будет другое, если мы говорим о сравнении цен в независимом интернет-магазине и в рознице. Например, в рознице смартфон-новинка стоит 50 тыс. руб., в интернет-магазинах он будет стоить в среднем 40 тыс. руб. за счет отсутствия у интернет-магазина большого количества накладных расходов. А еще за счет того, что это может оказаться «серый» смартфон. Покупатели стали более опытными, они могут уже по цене определить качество товара, и берут на себя риски, заведомо покупая более дешевый, но «серый» товар. Это следствие продолжающейся в России «показной» модели поведения, когда товары и услуги отражают статус их владельца. По этой же причине существенными остаются объемы продаж через интернет «копий» мировых модных брендов по цене в десятки раз дешевле. Через полгода, когда первая волна спроса на этот смартфон спадет, цены на него станут в рознице около 40 тыс. руб., а в интернет-магазинах – около 35 тыс. руб. Разрыв в ценах сохранится, но в доходности интернет-магазин потеряет меньше. В этом существенное преимущество бизнес-модели реализации товаров через интернет.

Еще одна набирающая популярность модель в розничной торговле – это разный уровень цен на товары в розничных точках и интернет-магазинах. В данном случае розничная сеть идет на целенаправленное снижение цены при продаже через интернет, чтобы не потерять потребителей, уходящих «в сеть». Например, в Санкт-Петербурге именно благодаря этому «Буквоед» успешно конкурирует с «Озоном» на книжном рынке. У потребителей стоит выбор – купить сейчас дороже или заказать и получить через 4-9 дней в удобном магазине, но дешевле.

Но в любом случае розничные магазины уже не могут жить без оглядки на интернет. Покупатели уже поняли свою выгоду от интернет-магазинов – экономию не только денег и времени, но и огромный выбор, когда товары могут приехать из любой точки земли. Поэтому если раньше розничные сети проводили конкурентный ценовой мониторинг только друг друга, то теперь они в обязательном порядке анализируют и цены интернет-магазинов. При этом, на мой взгляд, именно интернет-магазины будут в ближайшие годы задавать «моду» на ценообразование.
Статьи Обзоры рынков Тренды